В данном разделе мы постарались, по максимуму, отразить терминологию,
применяемую в дизайне, полиграфии, изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве,
искусствоведении, фотографии, WEB, IT, рекламе и маркетинге....
Но, не факт, что присутствуют все термины....
Общими усилиями, словарь постоянно дополняется, и если Вы обнаружили, что какого-то значения нет,
то предлагаем помочь нам, через форму обратной связи, прислав недостающую информацию....
Заранее благодарим)))))

У



УАНЕТ
(IT) - украинская или украиноязычная часть Интернета (uanet, от .ua).

УВЛАЖНЕНИЕ
- это подача увлажняющего раствора непосредственно на печатную форму плоской офсетной печати или на валик красочного аппарата при спиртовом увлажнении.

УВЛАЖНЯЮЩИЙ АППАРАТ
- это узел печатных машин, служащий для смачивания увлажняющим раствором печатной формы.

УВЛАЖНЯЮЩИЙ РАСТВОР
- это жидкость, применяемая в плоской офсетной печати, служащая для смачивания пробельных элементов печатной формы. От состава увлажняющего раствора во многом зависит устойчивость пробельных и печатающих элементов. Особое значение имеет рН увлажняющего раствора.

ГЛУБЛЁННАЯ ГРАВЮРА
- это гравюра с углубленными печатающими элементами и выступающими над ними пробельными элементами.

УДОБОЧИТАЕМОСТЬ
- это мера комфортабельности при чтении. Зависит как от различимости шрифта, так и от особенностей набора (кегля, интерлиньяжа, длины строки и т.д.)

УПАКОВОЧНАЯ БУМАГА
- это бумага или картон предназначенная для упаковки какого либо продукта.

УПАКОВКА
- оформление графическими способами внешнего вида товара.

УПАКОВКА - комплексная система обеспечения подготовки товара для осуществления его сбыта и потребления. Основное назначение У. - вмещать, защищать (сохранять, создавать удобства и информировать), продавать. Упаковка - функция, которая не может существовать сама по себе; для нее необходимо наличие продукта. Функции упаковки - содержание, защита, сохранение, измерение и, кончая функциями ориентирующими на рынок, т.е. маркетинга: реклама, показ, информация, сбыт.

УПЛОТНЕНИЕ ЗАСТРОЙКИ - увеличение количества жилой площади на единицу территории в условиях реконструкции существующей застройки. Средства уплотнения застройки - застройка разрывов между зданиями, увеличение этажности застройки, снос существующей и замена новой, более плотной застройкой, сокращение дворовых пространств и проездов, застройка пустырей и т.д.

УРБАНИЗАЦИЯ (от лат. urbanus - городской) - естественный исторический процесс увеличения доли городской культуры в культурном потенциале развивающегося общества, процес последовательного преобразования общества в общество городское (урбанизированное).

УСТАВ
- это тип письма кириллицы с геометрически четким рисунком букв.

УЧЁТНО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ - это единица измерения объема издания, количественно равная авторскому листу, то есть 40 тыс. печатных знаков, или 700 строкам стихотворного текста, или 3000 см2 иллюстрационного материала, но в отличие от авторского листа включает объемы собственно литературного иллюстративного произведения, титульных данных, оглавления, редакционного предисловия, посвящения, эпиграфов, комментариев, аннотаций и др.

УХОД ЗА ШТОРАМИ (инт.) - чтобы предотвратить усадку, замочите ткань перед изготовлением штор или сделайте дополнительные припуски на усадку, чтобы после первой стирки их можно было выпустить. Убедитесь, что вы тщательно прополаскали шторы и на них не осталось моющих средств. Солнце может среагировать с химикатами, и шторы полиняют или выгорят. Всегда гладьте шторы во влажном состоянии, поскольку утюжка и отпаривание удерживают форму штор.




ТВОРЧЕСКОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛОВ
Ф



ФАЙЛОПОМОЙКА
(IT) - сервер сети с ресурсами, открытыми для общего доступа, на который сохраняют все, что угодно.

ФАК (IT) - русское произношение слова (англ. FAQ - Frequently Asked Questions), ответы на часто задаваемые вопросы.

ФАЙЛ
- последовательность записей, размещаемая на внешних запоминающих устройствах и рассматриваемая в процессе пересылки и обработки как единое целое.

ФАКТОРЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ - жизненные условия и обстоятельства, оказывающие влияние на формообразование, понимаемое как синтез ряда объективных социально-экономических, функциональных, деятельностных, инженерно-технических и других сложно взаимодействующих аспектов образа жизни.

Наиболее полное отражение ФАКТОРЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ находят в творческих концепциях, формулирующих цели и задачи проектирования. Но на деле некоторые из них не обладают набором реально необходимых проектных задач, что ведет к различного рода негативным последствиям. Например, радикальный функционализм переоценивает утилитарно-практические ФАКТОРЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ, также как и увлечение «высокими технологиями» в ущерб традиционным формам; постмодернистские концепции, наоборот, выпячивают субъективные стороны проектных задач.

Поэтому возникает особая проблема дизайнерского проектирования - классификация ФАКТОРОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ, определяющая объективность тех требований, которые в данной концепции станут главными, «первичными». Диалектика связей в системе противоречивых запросов к организации дизайн-проекта заставляет предполагать, что приоритет здесь должен принадлежать оптимальности функционирования объекта. Но в реальности акценты могут меняться, поскольку очень часто материально-технические и эксплуатационные проблемы становятся главными в системе проектирования, вытесняя из процессов формообразования «человеческие факторы». Поэтому надо уметь, раскрывая связи субъективных и объективных сторон формообразования, увидеть обусловленность концепций формообразования как синтеза процессов субъективизации объективного.

Классификации дают возможность анализа вариантов влияния определенных групп ФАКТОРОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ на морфологию объектов проектирования. Распространенное представление о соответствии функции и формы обычно сводит проблематику взаимодействия жизненных процессов и морфологию к вопросу - должна ли выражаться функция в форме или последняя «свободна» по отношению к функции. В действительности эти связи гораздо разнообразнее. И классификационный анализ позволяет выявить механизм сцепления основных групп факторов между собой и связать - через оценку психологического содержания процессов - социально-функциональную проблематику формообразования с его эстетическими аспектами. Причем в условиях массового проектирования с его узкой специализацией анализ форм жизнедеятельности как основы формообразования особенно актуален. Часть проектировщиков до сих пор видит объект дизайна не как элемент среды, а как самостоятельный «конгломерат», соединяющий всего лишь узко утилитарные и технические требования, и некую эстетически значимую форму, что чревато ошибками в работе.

Но этого мало. Анализ условий формообразования позволяет выявить и такие зависимости морфологии от жизненных обстоятельств, которые фиксируются не требованиями жизни, а выбором направлений проектного поиска: способов производства, материалов, конструктивных систем и т.п. Объективная обусловленность ФАКТОРОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ и морфологии определяет специфику видов архитектурного и дизайнерского творчества, которые можно подразделить на три направления.

  • Многофакторное формо-образование с доминированием организации процессов жизнедеятельности. Пример - жилище, главенствующее в городской среде. Здесь предметно-пространственные комплексы позволяют размещать относительно равнозначные по требованиям и разнообразные по форме образования с общим эмоционально-нравственным климатом, настроенным на спокойствие, комфортность, что способствует появлению у проживающих чувств коллективности, причастности к обжитому месту.
  • Формообразование с доминирующими функционально-технологическими факторами - объекты производственного назначения, где определяющим являются требования к организации трудовых процессов. Эта сре да образована архитектурно-дизайнерскими комплексами, обеспечивающими эффективность основного вида деятельности, в том числе - за счет ощущения удовлетворенности результатами своего труда.
  • Формообразование с доминирующим информационно-эмоциональным (социокультурным) фактором. К этому типу относятся некоторые общественные здания, садово-парковая архитектура и монументальные комплексы. Для них характерно выдвижение на первый план учета восприятия социально-культурного содержания проходящих здесь процессов. К примеру, театральное здание, которое организуется как среда для мощных эмоциональных состояний, активно воздействующих на человека. Проектная организация подобных объектов складывается чаще всего под влиянием того образа, который закладывается в основу ее художественного решения.

ФАКТУРА
(от лат factura - деление). В живописи, скульптуре и дизайне: материальные, осязаемые свойства поверхности художественного произведения, использованные как средство правдивого изображения действительности. Фактурные различия определяются, прежде всего, особенностями самой натуры: в живописи, например, прозрачные, глубокие тени обычно передаются тонким и ровным красочным слоем в противоположность густому, рельефному письму ярко освещенных мест и бликов. В скульптуре лицо человека, по сравнению с его одеждой или волосами, исполняется более гладко и т.д. Свойства фактуры зависят также от технических возможностей материала, от характера задания (набросок, например, никогда не пишут как картину); от масштабов изображения, от индивидуальных особенностей художника.

ФАКСИМИЛЕ
- воспроизведение один в один графического оригинала фотографическим или печатным способом.

ФАКСИМИЛЬНАЯ СВЯЗЬ (IT). Эта связь основана на использовании факс-аппарата, способного читать документ на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его изображение на другом. Факсимильная связь вносит свой вклад в принятие решений за счет быстрой и легкой рассылки документов участникам группы, решающей определенную проблему, независимо от их географического положения.

ФАКТУРА
- это характер поверхности материала, оказывающий воздействие на восприятие.

ФАЛЬЦ - это сгиб листа, образуемый при фальцовке.

ФАЛЬЦЕВАНИЕ - это операция сгибания, складывания запечатанного листа в тетрадь.

ФАЛЬЦОВКА - это операция сгибания, складывания запечатанного листа в тетрадь.

ФАЦЕТЫ - это скошенные края растрового клише с отверстиями для крепления его гвоздями к подставке.

ФЕЙК (IT) - подделка, фальсификация. Как правило используется в интернете по отношению к какой-либо информации, изображениям или видео.

ФЛЕЙМ (IT) - малоинформативные сообщения или длинные безрезультатные споры. Применяется по отношению к обсуждениям в интернете.

ФЛУД (IT) - Множество сообщений на форуме, в чате или другом общественном месте, не имеющих смысла. Соответственно Флудить — писать большое количество одинаковых или практически одинаковых сообщений.

ФОКС (IT) - cм. Лиса.

ФОРВАДИТЬ (IT) - cм. Форварднуть.

ФОРВАРДНУТЬ (IT) - переслать письмо с одного e-mail ящика на другой. Также употребляется: Форвардить.

ФОРУМЧАНИН (IT) - активный и постоянный участник форума.

ФЕТИШ
(португ., «feitico» - амулет ) - этим словом первые голландские исследователи Гвинеи называли амулеты местных жителей. Считалось, что их амулеты имеют магическую силу. «Каждый человек имел свой маленький фетиш. Его еще называли талисманом. В некоторых случаях это была монета, игральная карта или медальон, потом даже медаль, хотя большинство из них носили с собой маленькие деревянные куклы». Е. М. Робертс, «Летящий истребитель» (1918).

ФИКСАЖ
- это водный раствор, содержащий вещества, способные переводить галогениды серебра фотослоя, не восстановленные во время проявления, в растворимые комплексные соединения серебра. Применяется при химической обработке серебросодержащих фотоматериалов.

ФИКСИРОВАНИЕ - это закрепление на серебросодержащих фотоматериалах изображения сфотографированного объекта; осуществляется посредством удаления галогенидов серебра в фиксаже.

ФИЛИГРАНЬ - это водяной знак.

ФИРМЕННЫЙ ЗНАК -
обозначает, что выпуск товаров или предоставление услуг осуществляется фирмой, имеющей этот знак. В отличие от фирменного знака фабричное клеймо или фабричная марка ставятся только на один отдельный вид выпускаемой продукции. Обычно фирменный знак, который в наши дни часто называют "логотип корпорации" (от слова "логограмма"), представляет собой название компании, инициалы, монограмму или графическое изображение.

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ -
Фирменный стиль – это набор визуальных, вербальных и иных элементов, совокупность которых создает уникальный образ бренда в коммуникациях. Разработка фирменного стиля включает в себя два этапа: первый - создание констант фирменного стиля, второй - адаптацию концептуального дизайна на разные группы носителей. Перечень позиций фирменного стиля определяется с учетом ключевых точек контакта бренда с потребителем.

ФИТО-ДИЗАЙН
- дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений.

ФЛАТОВАЯ БУМАГА или ЛИСТОВАЯ
- нарезается в листы бумажным предприятием, в отличие от рулонной или ролевой.

ФЛЕКСОГРАФСКАЯ ПЕЧАТЬ или ФЛЕКСОГРАФИЯ - разновидность высокой печати с эластичных печатных форм маловязкими быстрозакрепляющимися на невпитывающих материалах красками с летучими растворителями.

ФЛОРИСТИКА -
искусство составления букетов, украшение цветами и растениями своей жизни человеком, одно из древнейших искусств. В каждой стране есть своя история, свои традиции, свои вкусы и опыт жизни, наконец свои растения, поэтому искусство аранжировки, составления композиций из цветов и растений может сильно отличаться, но везде оно является прекрасным средством для создания более красивой и приятной жизни.

ФОЛИАНТ
- это издание большого формата.

ФОЛЬГА
- это:
1. В брошюровочно-переплетном производстве — тонкий красочный или металлический слой, расположенный на подложке и предназначенный для нанесения на переплетную крышку или другие части издания при оформлении.
2. В формном производстве — тонкий лист алюминия, используемый для изготовления печатных форм.

ФОН
(франц. Fond - букв. "дно", "глубинная часть"). Любая часть изобразительной или орнаментальной композиции по отношению к включенной в нее "выступающей" (в особенности первопланной) детали. Неизобразительный фон называется нейтральным.

ФОНТ
- это термин, используемый специалистами в области компьютерных технологий; соответствует полиграфическому термину гарнитура шрифта.

ФОРМАТ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ -
Типоразмерный ряд бумаги для печати книжно-журнальной продукции. Формат издания в миллиметрах определяют: для издания в обложке - его размерами после обрезки с трех сторон; для изданий в переплете - размерами обрезанного с трех сторон блока, при этом первая цифра обозначает ширину, а вторая - высоту издания.

ФОРЗАЦ
- это конструктивный элемент издания в переплете.

ФОРМА (forma - лат.) - 1) морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала; 2) внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности - литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Ф. живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-ориентированную информацию.

ФОРМА в дизайне - особая организованность предмета, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязанного единства всех его свойств - конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям.

Образование ФОРМЫ сводится к выявлению и фиксации в объекте проектирования его базовых свойств и качеств, т.е. содержания той Ф., которая является способом их существования. Известно, что форма существенна, а сущность - формирована в зависимости от содержания. Эта мысль продуктивна для понимания отношений между формой объекта и сущностью явления, внутренней и внешней формой объекта. Дизайнеры всегда имеют дело с ФОРМОЙ, которая должна быть единой, цельной и выразительной, что означает не «раздвоенность» содержания и ФОРМЫ, а сложность, разносторонность содержания, переплетение структуры (внутренней ФОРМОЙ) объекта или комплекса и его облика (условно - внешней ФОРМЫ). При этом имеется в виду создание условий для относительно полноценного протекания в ФОРМУ процессов, вызвавших ее появление. Относительно полноценного потому, что функциональные требования и жесткая морфология объекта всегда находятся в некотором разладе - даже если в какой-то момент дизайнер сумел добиться идеального соответствия задуманной ФОРМЫ и содержания: жизнь меняется, а форма остается неизменной. Задача проектировщика - уметь снимать это противоречие, которое и есть движущая сила поиска ФОРМЫ предметных и пространственных структур в дизайне.

Опыт современного проектирования демонстрирует широкий спектр объективной обусловленности разных ФОРМАХ объекта конкретной ситуацией - от стремления привести функциональные ФОРМЫ кухонного оборудования к состоянию предельного рационализма до изукрашенное, избыточности субъективных предложений в рекламе или экспозиционном дизайне. Но там, где «искусственная» ФОРМА навязывается жизненной реальности, где она подавляет своей банальностью или экзотичностью конкретные задачи формообразования, возникают оторванные от жизни объекты, требующие либо модернизации, либо даже - уничтожения.

ФОРМА, ПЕЧАТНАЯ ФОРМА
- поверхность, на которой формируются печатающие (дающие красочный или бескрасочный оттиск) и пробельные (не дающие оттиска) элементы и которая служит для многократной передачи красочного или бескрасочного изображения на бумагу или к.-л. материал.

ФОРМАТ БУМАГИ - это размер бумажного листа по ширине и высоте. А5(148х210); А4(210х297); А3(297х420); А2(420х594); А1(594х841); А0(841х1189).

ФОРМАТ ИЗДАНИЯ
- это размер готового издания по ширине и высоте.

ФОРМАТ ЛИСТА
- это размер листа, выраженный в сантиметрах или миллиметрах.

ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА
- это электронное преобразование текста, состоящее в формировании абзацев, строк и полос в соответствии с заданным форматом полосы.

ФОРМНАЯ ПЛАСТИНА
- это алюминиевая, полиэфирная или бумажная основа с нанесенной на нее композицией, состоящей из тонкого светочувствительного (копировального) слоя, используется для изготовления копий полос издания. На формных пластинах изготавливают печатные формы для высокой, офсетной, флексографской печати и фототипии. Формная пластина для высокой или флексографской печати состоит из толстого (до 7,0 мм для флексографской печати) слоя фотополимерной композиции, нанесенного на металлическую пластину. Фотополимерная композиция является базой для изготовления печатающих и пробельных элементов печатной формы, а для флексографских печатных форм - и несущей основой для печатающих элементов. Печатные формы флексографской печати, изготовленные на базе фотополимерных пластин, имеют тиражестойкость при печатании на полимерных пленках до 2-3 млн. экземпляров.

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ (formge schtalrung (gebung) - нем.) - процесс проектирования, так и его образное решение.
В соответствии со своим назначением конкретная предметно-пространственная среда обладает специфическими функциональными и информационными качествами, которые определяются эмоциональным содержанием отдельных процессов деятельности. Ощущая различия в эмоциональном воздействии формы вещей, оборудования или сооружений, человек обычно не осознает и не дифференцирует его источников. Специалист же обязан профессионально разбираться в этом механизме. Обусловлено это воздействие спецификой объекта (его типологией и конкретными особенностями) или особенностями его организации (формообразования) и восприятия. И здесь важно не отождествлять такие термины, как проектирование, ФОРМООБРАЗОВАНИЕ и композиция, что ведет к теоретической неточности изложения вопросов ФОРМООБРАЗОВАНИЯ.

Так, если под проектированием следует понимать процесс создания чеголибо нового, в том числе новых формальных решений, которые, в свою очередь, могут быть индивидуальными или типовыми, то под ФОРМООБРАЗОВАНИЕМ - смысл этого процесса, который заключается в создании новой содержательной формы, тогда как композиция есть процесс (часть процесса) проектирования и итог, в котором фиксируется результат организации формы как бы изнутри, путем специфического структурирования материала объекта проектной деятельности.

Если форму понимать в широком смысле, как определенное строение проектируемых объектов, то понятие ФОРМООБРАЗОВАНИЕ может распространяться на различные уровни проектной деятельности. Естественно, что Ф. комплекса (ансамбля) существенно отличается от ФОРМООБРАЗОВАНИЯ отдельного изделия. Точно так же существуют различия в Ф. объектов, выступающих преимущественно как материальные блага, и тех, которые имеют статус вида искусства.

Однако для теоретического анализа ФОРМООБРАЗОВАНИЯ как явления существенно не только различие, но и сходство объектов. Несмотря на очевидные различия целей и методов проектирования в разных областях деятельности, на различия творческих концепций, можно говорить о существовании некоторых общих принципов создания формы.

Одни теоретики рассматривают ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, в основном, как проектирование художественной формы. Другие утверждают, что формы структурируют прежде всего реальную среду жизненных процессов и поэтому тесно взаимосвязаны с учетом всего комплекса социально-экономических, функциональных, инженерно-технических и других объективных факторов. В первом случае ФОРМООБРАЗОВАНИЯ предстает как некое формотворчество.

Однако по отношению к проектированию большинства объектов следует говорить о создании искусственной среды, где форма объекта - результирующее звено, которое аккумулирует в себе свойства, обусловленные характеристиками процессов деятельности и поведения людей, рациональными принципами организации конструктивных систем и другими объективными факторами. Эстетическая (и художественная) организация объекта при таком подходе составляет только определенный аспект ФОРМООБРАЗОВАНИЯ, который выражается в поиске свойств формы, наиболее существенных для восприятия соответствующей информации.

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ не может рассматриваться поэтому как создание только художественной или эстетически значимой формы вне объективной ее обусловленности другими факторами и требованиями, которые предстают как способы организации жизнедеятельности людей посредством реальной предметно-пространственной структуры.

ФОРТОЧКА
- это рубрика в оборке (врезанная в текст, окруженная текстом со всех сторон). Еще одно название - «внутренние маргиналии».

ФОТОГРАФИЯ
- это:
1. Черно-белое или цветное изображение, полученное путем фотографирования. Может служить издательским оригиналом.
2. Отрасль науки, изучающая теорию фотопроцессов и фотоматериалов.

ФОТО-ДИЗАЙН
- творческое проектирование фото-кадров, с использованием приемов традиционной фотографии, живописи и современных компьютерных технологий.

ФОТОНАБОР
- это изготовление текстовых и иллюстрационных фотоформ или печатных форм с использованием электронных фотонаборных комплексов и издательских систем.

ФОТОТИПНАЯ ОФСЕТНАЯ ПЕЧАТЬ
- это печать с гибких фототипных печатных форм на основе алюминия через офсетный передаточный цилиндр на офсетной печатной машине, что позволяет увеличить тиражестойкость печатных форм до 10 тысяч оттисков.

ФОТОТИПНАЯ ПЕЧАТЬ - это способ безрастровой плоской печати, основанный на изменении под воздействием света физико-химических свойств светочувствительного слоя на основе желатина, нанесенного на формный материал.

ФОТОФОРМА
- это иллюстрационный или текстовой диапозитив либо негатив (на прозрачной основе), подготовленный для копирования на формный материал при изготовлении печатной формы.

ФРИСТАЙЛ (англ. fristyle «вольный стиль») — стилевое направление современного дизайна, вырвавшегося в 1970-е годы за рамки архитектурного пуризма и традиционализма; наряду с постмодернизмом, хай-теком, деконструктивизмом выполняет значительную работу по формированию сегодняшней художественной атмосферы.

Ф. зародился в Лос-Анджелесе под лучами калифорнийского солнца в тени условных декораций Голливуда, провоцируемый раскованным мышлением художников поп-арта и питаемый традициями художественного авангарда начала прошлого века — от супрематизма до дадаизма и сюрреализма. Ф. это не просто «свободный стиль», но скорее свобода от стиля, легкое, а то и легкомысленное обращение со стилями. Свобода во всем, кроме нестандартного видения функции, точного и тонкого обращения с контекстом, с духом места, характером заказчика, особенностями образа жизни и занятий. В остальном Ф. — соединение местного, регионального, фундаментального и модного, эфемерного, юмора и изобретательности, кича и метафизики, игры на тему архитектурных серьезностей и эклектики, детского стремления показать все, что знаешь и умеешь.

Внимательный взгляд все же различает в многообразии ситуаций, объектов, материалов, с которыми искусно работают мастера Ф., индивидуальные особенности Ф. Гери, Э. Мосс а, груп пы «Морфоз ис» (Т. Ман и М. Ротонди), Ф. Фишера.

ФУТЛЯР КНИГИ
- это картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий от повреждений при транспортировке и для улучшения товарного вида.

ФУТУРО-ДИЗАЙН -
исторический дизайн и прогностический дизайн будущего.

ФУТУРОЛОГИЯ (в дизайне) — творческий метод, ориентированный на прогноз и поисковое проектирование с изображением свойств будущих объектов на языке зрительных образов.

Аналогом работ по Ф. является понятие теории изобретательства «идеальный конечный результат», при формулировании которого условно снимаются любые ограничения технического или экономического порядка, а вопрос, как достичь этого результата, решается позже. При этом чем на более отдаленное будущее ориентирована разработка, тем менее эффективными становятся строго логические методы работы, уступая место общекультурным соображениям и интуиции специалиста.

Дизайнерская Ф. не только прогнозирует реализуемые впоследствии формы и пути развития нашего предметно-пространственного окружения, но и необходима самому дизайну в качестве стимулятора и катализатора свежих проектных идей, так как отказываясь от проектирования «по прототипам», провоцирует и совершенствует неординарность мышления, умение ставить проблемы и моделировать любые ситуации.

Жанры и виды дизайнерской Ф. — проекты утопии и антиутопии, проектыпредостережения, гипотезы, альтернативы, проекты-шутки и карикатуры как отдельных вещей и фрагментов среды, так и концепций жизнедеятельности. Предметом футурологических исследований может стать техническая возможность, свойства вещи, потребительские требования, структурно-морфологические характеристики, эксперименты в области формы, стиля, образа.

Богатейшие возможности метода, как в сфере дизайнерского прогноза, так и в сфере художественных возможностей визуализации проекта, породили подлинный бум этого направления в 1960—1970-е годы (см. Футуродизайн, Бумажная архитектура).

ФЭНТЕЗИ (англ. fantasy - фантастика, фантазия) - художественное направление (жанр), построенное на органичном сращивании явлений и событий сверхъестественных, «сказочных» и запредельно придуманных проявлений всемогущества научно-технических достижений.

В искусстве Ф. п оявилось как часть фантастической литературы, где научно-технические предвидения дополнялись образами мистическими, необъяснимыми данными современного знания (парапсихология, телекинез и т.д.). Сплав «научного» и «чудесного», характерный для Ф., постепенно перекочевал из словесности в обр азы других видов искусства, прежде всего в кинематограф. Отсюда загадочные, алогичные, визуальные символы новой техники, новых проявлений общественных отношений, в т.ч. недоступные научному толкованию, перешли в обыденность современного дизайна, част о - в карикатурном, рассчитанном на иронию виде. Таковы «органические» контуры и раскраска нынешних утюгов и чайников, наплыв игрушек трансформеров, асимметричные панели управления стиральных машин, не говоря уже о вызывающей орнаментике игровых автоматов и других ярмарочных аттракционов, навеянные зрительным рядом эпопеи Лукаса «Звездные войны», слияние зооморфных и технических форм в трилогии «Матрица» или в триллерах Стивена Кинга.

Возникший как реакция на стерильно-техническую односторонность стилей «модернизм» и «хай-тек», Ф. в дизайне пока что относится к разряду его маргинальных течений. Но повышенное внимание к визуализации состояний, лежащих вне достижений инженерно-технического плана (формы растительного и животного происхождения, природные и атмосферные катаклизмы, разного рода излучения и т.п.), делает это направление весьма перспективным для прогнозирования зримых фрагментов общей картины ближайшего будущего, особой сферой художественного эксперимента в изобразительном искусстве и дизайне, использующем как объективные начала внешнего формообразования, так и ассоциативно-интуитивное, подсознательное формотворчество, опирающееся на сказочные и мистические мотивы.





Х



ХАЙ-ТЕК
- стилевое течение, разновидность «архитектурного техницизма», откровенно использующее для формирования образа изделия (сооружения, комплекса) его «техногенные» структуры (несущие конструкции, технологические коммуникации и пр.), прежде скрываемые от зрителя под декоративной оболочкой. Термин представляет собой сокращение от англ. high technology - «высокая технология», который в своем прямом значении употребляется для характеристик технологических процессов в высокоразвитых отраслях производства - электронике, атомной энергетике, аэрокосмической технике.

В архитектуре и дизайне Х.-т. оформился в середине 1970-х годов как способ наиболее полного выражения достижений науки и техники в эпоху научно-технического прогресса. Х.-т. базируется на искреннем показе функций, структур и материалов и проявляется в подчеркнутом артикулировании конструктивных и технологических элементов.

В сферу эстетически значимых попадают элементы, формирующие облик производственной среды на промышленных предприятиях, которые до этого в ограниченной степени являлись объектами художественно-проектной деятельности: труды, градирни, эстакады, водонапорные башни, силосы, воздухозаборные шахты, трубопроводы, установки кондиционирования и др.

Преображенные эстетическим видением художника, архитектора, дизайнера и вынесенные из подвалов и чердаков на фасады и в интерьеры зданий, инженерные коммуникации и технологическое оборудование оказывают сильное эмоциональное воздействие благодаря необычности форм, скульптурности объемов, интенсивности цветовой окраски противопожарного покрытия, блеску шлифованной поверхности стального каркаса.

При использовании разных языковых средств и композиционных приемов Х.-т., с одной стороны, тяготеет к крайним проявлениям техницизма с его апологетикой формы, вырастающей из голой технологии. С другй, в своем внефункциональном декоре. <вном использовании элементов техн )логии и конструкций, в откровенно театрализованном технологическом «шоу» стиль Х.-т. выступает одной из ветвей постмодернизма.

Соединение в одном произведении противостоящих тенденций в конкретной реальности принимает форму синтеза техницизма и функционализма с экспрессионизмом: нагромождение форм, массивные извивающиеся трубопроводы, гипертрофированные конструкции - преобладает обыденное, выведенное в ранг сверхграндиозного. Существование и жизненность Х.-т. показывает невозможность измерения и создания языка нашего времени без обратной связи с техникой, современными методами производства и эстетикой активного художественного переживания острого своеобразия современной технологии.

Самостоятельное художественное развитие формы технологических и конструктивных элементов, отделенное от функционального, становится причиной изменения основополагающих принципов, технологические элементы приобретают символическое значение, становятся знаками, наличие которых является критерием для оценки новизны и прогрессивности.

Наибольшее распространение Х.-т. получил в архитектуре; в промышленном дизайне он, как правило, ограничивается сферой быта - машину трудно стилизовать под самое себя, да и в быту гораздо чаще соответствующий образный эффект достигается использованием аналогичных изделий производственного назначения.

Гораздо чаще встречается не дизайн, но стайлинг Х.-т. - так, в конце 1970-х годов в радиотехнике пользовался популярностью «приборный» стиль, где бытовая аппаратура имитировала образ аналогичных армейских изделий. При этом обилие индикаторов, гнезд разъемов и тумблеров не отвечало каким-либо новым потребительским функциям, а часть их вообще могла быть фальшивыми.

ХЕШ-ФУНКЦИЯ
(IT) - метод обеспечения целостности информации, в основе которого лежит суммирование некоторых полей данных, записанных в файле (включая поля, не используемые при вычислительной обработке). Чтобы проверить целостность информации, достаточно повторно вычислить хеш-функцию и сравнить ее с исходным результатом. Несовпадение указывает на нарушение данных.

ХЛОПОК
- натуральное волокно, применяется для разнообразных предметов оформления в зависимости от толщины и веса ткани. Под прямыми лучами солнца хлопок становится менее прочным, поэтому требует защиты. Мягкий, прочный, легко стирается, если предварительно замачивать. Используется для скатертей и постельного белья. Если шторы сделаны из шелка, то на подкладку для них используют натуральный хлопок.

ХОЛЛ (от англ.) - большое помещение для чего-либо, например, зал для публичных собраний, комната для ожидания в гостинице, театрах, и тому подобное.

ХОР - в западнохристианских церквах первоначально место перед алтарем, предназначенное для певчих; позже вся восточная (алтарная) часть храма.

ХОРЫ (Эмпоры) - верхняя открытая галерея, балкон внутри церкви, в парадном зале.

ХОМЯК (IT) - cм. Хоумпага.

ХОУМПАГА
(IT) - Домашняя страница - чей-либо личный сайт в интернете. Также употребляется: хомяк.

ХРАМ - культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов - христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.

ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ (IT).  Хранение изображений (imaging) является перспективной офисной технологией и основывается на использовании специального устройства - оптического распознавателя образов, позволяющего преобразовывать изображение документа или фильма в цифровой вид для дальнейшего хранения во внешней памяти компьютера. Сохраненное в цифровом формате изображение может быть в любой момент выведено в его реальном виде на экран или принтер. Для хранения изображений используются оптические диски, обладающие огромными емкостями.

ХРОМАЛИН
- это аналоговая (растровая) цветопроба фирмы Du Pont с цветоделенных фотоформ, ставшая синонимом цветопроб, созданных другими фирмами.

ХУДОЖНИК - специалист в области художественного творчества, человек, способный обнаруживать вокруг себя пластические и образные ценности, умеющий видеть, осязать, чувствовать ритм, цвет, фактуру, структуру мироустройства.

ХУДОЖНИК-профессионал - явление противоречивое, амбивалентное: как ХУДОЖНИК он должен быть открытым миру, свободным от готовых формул восприятия, должен, как бы ничего не умея, создавать язык, форму высказывания каждый раз заново, впервые; как профессионал он должен понимать задачи, которые ставит реальность, и уметь решать их, т.е. обладать знаниями и умениями. ХУДОЖНИК-профессионал (архитектор, дизайнер) един в двух лицах - открыт как художник, умен и умел как ремесленник. Художественное проектирование, архитектурный дизайн, художественный дизайн - жанры сегодняшнего предметно-художественного творчества, которые закономерно влились в ряд, традиционно называвшийся художественным творчеством, где ХУДОЖНИК, «являющийся акцептором чувств, независимо откуда они исходят - с неба, из земли, от куска бумаги, промелькнувшего M’IMO человека, или паутины» (П. Пикассо), реализует свое существо.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
- эстетизация промышленной среды. Создание духа вещи!

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ - эстетизация техники. Творческая деятельность по созданию технических систем индустриальным способом, в соответствии с художественными и утилитарными закономерностями.

ХУДОЖЕСТВЕННО-УТИЛИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - архитектура и дизайн (искусство) + конструирование (красота и польза).

ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕТОДИКА проектная деятельность, в основе которой лежат моделирование процессов потребления вещей и среды, интересы и действия, специфически связанные с их производством, существованием и развитием. Х.к.м. определяет особый ход мышления и действий дизайнера.

В рамках Х.к.м. каждое проектируемое изделие рассматривается в двух аспектах: как оформленная производством вещь, объект, имеющие определенную структуру и форму, и как некоторая общественно-человеческая полезность, ценность, как средство преобразования конкретных жизненных ситуаций.

Происходит своеобразное наложение множества материально-пространственных элементов среды (морфологическое поле) и множества общественно ценностных представлений — данных о назначении, полезности, смысле вещей (аксиологическое поле). Оперируя ими, художник-конструктор воссоздает, с одной стороны, такие образы, как «оптимальность», «комфортабельность» и другие, а с другой — такие, как «компоновочная схема», «структура» и др. Все они в процессе дизайнерского проектирования постоянно переосмысливаются, сопоставляются, переплетаются. Таким образом основной задачей художественного конструирования является не только совершенствование реального предметного мира, но и установление универсальной соотнесенности между его отдельными сторонами.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ/ТИП - идеально-чувственное предметное представление смыслов и идей, возникающее в процессе формирования замысла комплексного средового объекта; художественная модель концепции таких объектов.

Образность как качество проектного мышления привлекает все большее внимание исследователей, особенно в дизайне. Здесь появился ряд новых понятий, например «образное моделирование», «образ-тип» и др., раскрывающих механизм проектного мышления. Изучение вопроса о художественной образности среды имеет определенное методическое значение для практикующих архитекторов и дизайнеров, стремящихся к тому, чтобы их произведения были подлинно художественными и вызывали адекватные эстетические переживания.

Основы образно-типологического подхода были заложены в конце 60-х годов XX века в ряде работ по методике художественного конструирования, где была выявлена специфика формирования проектно-художественного образа в дизайне по аналогии с типическим образом в искусстве. В дальнейшем при разработке идей дизайн-программирования была прояснена суть этого подхода - он был уподоблен «нулевому циклу» в общем процессе художественного проектирования. В основе этого подхода лежит поиск образа-типа, который представляет собой проектно-художественную метафору, выражающую идеальную художественную модель организации средовых и дизайнерских объектов.

В стандартной концепции моделирования проектируемых систем основной план модели определяется через усредненные характеристики поведения человека в предметно-пространственной среде. Модель «программной» концепции иная: смысловой план обозначен здесь средой идеального существования объекта, формируемого посредством выявления его образа-типа, предметный - ансамблем, формальный - организацией ансамбля с помощью «языка» или «языков» архитектурно-дизайнерского проектирования.

Это сначала интуитивное, затем обогащенное пред-проектными и проектными исследованиями представление о социальных, эмоциональных, художественных и предметно-пространственных характеристиках тех или иных средовых единиц, отражает через художественное содержание всю совокупность требований общества к качеству средового объекта. Фиксируется типообраз в рекомендациях, пожеланиях, описаниях, адресованных к воображению проектного коллектива. Несомненная неоднозначность этого явления служит гарантией разнообразия возможных проектных решений.

С другой стороны, убежденность художника, устойчивость творческих установок, закрепленных в идейном типообразе, обеспечивают последовательность и результативность проектирования. Очевидно, что правильное формирование типообраза составляет главное звено работы над дизайн-концепцией средовых систем - звено, без которого немыслимы ни преемственность образных представлений как основы выживания новой культуры, нового социума, ни новаторство - новизна архитектурно-дизайнерских решений.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗНОСТЬ (в дизайне) - идеально-чувственное предметное представление смыслов и идей, произведения дизайнерского искусства, возникающее в процессе формирования замысла, проектирования, создания и восприятия (освоения) вещи; продукта дизайн-деятельности; категория дизайнерского проектирования, отражающая многозначность структуры и ее органическую предметную целостность; художественная модель, созданная воображением дизайнера, выражающая его отношение к действительности. Одновременно (уже на стадии замысла) - целостная и завершенная форма.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗНОСТЬ определяет такие аспекты подхода к проектированию, как художественное моделирование социально-культурных ситуаций, композиционное формообразование целостных объектов и смысло-образование, которое реализуется в структуре объекта. Усилению эмоциональности восприятия объекта, как известно, способствует удовлетворение фундаментальной потребности в поиске «смысла жизни». Создавая красивую вещь (сооружение, ансамбль), человек уже испытывает ощущение, связанное с самоутверждением, с желанием «созерцать себя в созданном им мире». Все это относится и к тем случаям, когда выразительность формы усиливается за счет достижения ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗНОСТИ, предполагающей раскрытие глубинных смыслов человеческой деятельности. В теоретическом плане это означает, что здесь появляется новое качество, которое надстраивается над материально-практическими отношениями и эстетическим отношением, непосредственно вплетенным в материально-практическую деятельность людей. Что и делает дизайнерское, архитектурное и архитектурно-дизайнерское творчество видами искусства - самостоятельной и важной формой духовного производства. В практическом плане это означает, что в процессе проектирования необходимо выявлять художественные возможности создаваемого произведения, в частности, возможности его идеологического воздействия на людей. Как отмечал Виолле-ле-Дюк, искусство есть форма, воплощающая мысль, а художник - тот, кто, создавая форму, добивается внушения через нее той же мысли окружающим.

Было время, когда с понятием искусства ассоциировалась образность вообще. Как указывал Гегель, поэтическое представление потому образно, что «…оно ставит перед нашим взором вместо абстрактной сущности конкретную ее реальность». Однако любое отражение действительности в сознании человека есть отражение «образное». Любая идея, любая «абстрактная сущность» есть субъективный образ объективного мира. Художественный образ как категория искусства отличается от логических образов понимания или зрительных образов прежде всего тем, что в нем реализуется нераздельное единство формы и содержания, объективного и субъективного, обобщенного и единичного, чувственного и смыслового отражения действительности. Такое понимание Х.о. глубже гегелевского, ибо здесь конкретное выступает не «вместо абстрактной сущности», а вместе с ней. Этим и объясняется познавательное значение искусства, с одной стороны, и его непосредственное воздействие на человека - с другой. Отсюда большое эмоциональное значение искусства, так как познавательное в нем окрашено чувством. Особенно когда восприятие сопровождается чувством эстетического удовольствия, которое, по выражению Канта, выходит за пределы понятия и даже созерцания объекта.

«Художественный образ» - категория общая для всех видов искусства, хотя его содержание и его композиционная форма, характер выражения и восприятия специфичны для каждого из них. Различие между красотой зримого образа и образом художественным раскрыто еще А. Луначарским, который указывал на необходимость, во-первых, сделать в наших социальных условиях «насквозь красивой всю человеческую жизнь» (создавать красивые города, здания, мебель, одежду и т.д.) и, во-вторых, отразить в произведениях искусства, в том числе в архитектуре и дизайне, социальные сдвиги, интересы классов, общественное сознание, эмоциональную жизнь людей.

Когда имеется в виду создание красивой вещи, красивого сооружения или комплекса, эстетической обработке подвергается, в основном, сам этот объект (хотя не исключено, что и в нем может быть заложено художественное начало). В произведениях же архитектуры и дизайна, как видов искусства, предметом отражения является окружающая человека действительность, отдельные ее стороны, а конечный результат эстетической деятельности направлен на специфические связи окружающего мира с человеком. Действительность отражается в их образах на более высокой степени обобщения (абстрагирования) реальных форм, чем в ряде других видов искусства, которые чаще всего показывают ее за счет «изобразительных параллелей». Отсюда и принятое с 50-х годов прошлого века разделение различных видов искусства на изобразительные и так называемые «выразительные». Разделение, которое подчеркивает, что выразительность образов в архитектуре и дизайне иная, т.к. идейно-художественное содержание, воплощенное в произведении архитектуры и дизайна, всегда связано с его функцией в широком толковании этого понятия.

Важно отметить, что ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗНОСТЬ в своем бытии приобретает разные формы. Следует различать образ в сознании автора, образ, материализованный в произведении, и образ, возникающий в сознании воспринимающего произведение зрителя. Причем авторский образ может быть воплощен в проекте, подчас не получающем воплощения в реальном произведении.

Наиболее объективизированы и впечатляющие художественные образы реальных объектов и ансамблей. Процесс сложения их образа у зрителя и потребителя носит характер сотворчества, является самостоятельным творческим актом, который зависит от времени активного восприятия, позволяющего или не позволяющего освоить всю многослойность конкретного художественного образа. Это, а также степень влияния так называемых вне художественных факторов, приводит к множественности художественных образов в сознании потребителей. Каждый такой образ одновременно и «авторский», и «зрительский». Если к этому добавить еще и то, что эти образы всегда вокруг нас, то станет очевидна их огромная роль в возникновении и формировании самых различных человеческих эмоций.

ХЭППЕНИНГ (от англ. happen - происходить, случаться) - жанр современного искусства, синтезирующий в как бы случайном событии (миниспектакле) элементы театра, импровизированной выставки, ритуального или бытового действия, декоративного или предметного оформления.

Отличительные особенности X. - вовлечение в «представление», действо как его организаторов, так и прямых, и случайных зрителей, непреднамеренность развития, «игровой» характер поведения участников.

В средовом дизайне аналог X. - «среда-событие», когда в отведенном некоему мероприятию месте разворачивается начатый по определенной схеме митинг, праздник и т.п. с активными и не всегда предусмотренными реакциями собравшихся, привлечением «случайных» артистов, ораторов, элементов реквизита и оформления. При этом одна из задач художника, дизайнера, инициатора X. - обеспечить его течению возможность свободного разностороннего развития, генерирующего способность участников к творческой интерпретации задач и эпизодов «события».

ХЭШ-ФУНКЦИЯ (функция свёртки) - это функция, отображающая аргумент произвольной конечной длины в образ фиксированной длины.
Результат работы данной функции называют хэшем, хэш-кодом или дайджестом сообщения (англ. message digest).
Если хэш-функция зависит от секретного ключа, то она называется ключевой, в противном случае бесключевой.
Простым примером хеширования может служить нахождение контрольной суммы сообщения: сумма кодов всех входящих в него символов, от которой берётся несколько последних цифр. Полученное число является примером хэш-кода исходного сообщения.

Применение хеширования.
1. Проверка на наличие ошибок. Например, контрольная сумма может быть передана по каналу связи вместе с основным текстом. На приёмном конце, контрольная сумма может быть рассчитана заново и её можно сравнить с переданным значением. Если будет обнаружено расхождение, то это значит, что при передаче возникли искажения и можно запросить повтор.
2. Проверка пароля. В большинстве случаев пароли фразы не хранятся на целевых объектах, хранятся лишь их хэш-значения. Хранить пароли в открытом виде нецелесообразно, так как в случае несанкционированного доступа злоумышленник узнает все пароли и сразу сможет ими воспользоваться, а при хранении хэш-значений он узнает лишь хэш-значения, которые не обратимы в исходные данные, в данном случае в пароли. В ходе процедуры аутентификации вычисляется хэш-значение введённой парольной фразы, и сравнивается с сохранённым.
Примером в данном случае могут служить ОС GNU/Linux и Microsoft Windows XP. В них хранятся лишь хэш-значения парольных фраз из учётных записей пользователей.
3. Ускорение поиска данных. Например, при записи текстовых полей в базе данных может рассчитываться их хэш-код и данные могут помещаться в раздел, соответствующий этому хэш-коду. Тогда при поиске данных надо будет сперва вычислить хеш-код текста и сразу станет известно, в каком разделе их надо искать, то есть, искать надо будет не по всей базе, а только по одному её разделу.
4. Использование хеш-функций в криптографии.

К хэш-функциям, используемым в протоколах аутентификации должны удовлетворять следующим требованиям:
  • Стойкость против попыток найти коллизии.
  • *Коллизией называется пара аргументов М1 и М2 которым соответствует одно и то же значение хэш-функции Н(М1) = Н(М2). Стойкости к возникновению коллизий - важная оценка хэш-функций с точки зрения криптографической стойкости коллизий (два различных набора данных должны иметь различные результаты преобразования).
  • Обеспечивать невозможность вычислить исходные данные по результату преобразования.
  • В настоящее время существует три способа построения хэш-функции:
  • на основе трудно решаемой математической задачи;
  • на основе алгоритмов блочного шифрования;
  • разработанные с нуля.

Каждый из перечисленных выше методов обладает своими достоинствами и недостатками, однако наиболее распространенными на сегодняшний день оказались два последних метода. Это связано с тем, что при построении хэш-функции с нуля появляется возможность учета эффективности программной реализации.

В свою очередь, широкое использование кэш-функций, построенных на основе алгоритмов блочного шифрования, является результатом тщательной проработки вопроса стойкости многих из существующих блочных алгоритмов.

Список алгоритмов хеширования:
  • Adler-32
  • CRC
  • SHA-1
  • SHA-2 (SHA-224, SHA-256, SHA-384, SHA-512)
  • HAVAL
  • MD2
  • MD4
  • MD5
  • N-Hash
  • RIPEMD-160
  • Snefru
  • Tiger (TTH)
  • Whirlpool
  • ГОСТ Р34.11-94 (ГОСТ 34.311-95)
  • IP Internet Checksum (RFC 1071)






Ц



ЦЕЛЛА
(лат. cella) - то же, что наос.

ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ (лат. cella) - то же, что наос.

ЦЕРКОВЬ - Христианский храм.

ЦВЕТНАЯ ПЕЧАТЬ
- это одно- или многокрасочная печать цветными (не черными или белыми) красками.

ЦВЕТНОСТЬ - это количество красок, в которые запечатывается изделие. Обычно принято обозначать при помощи цифр: 4+0, 1+1 и т.д. Первая цифра - количество красок на лицевой стороне, вторая - на обороте.

ЦВЕТОВАЯ КОРРЕКЦИЯ - это изменение цветовых характеристик репродуцируемого изображения в процессе подготовки его к печати и при печатании.

ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ - это способ получения из полноцветного изображения основных цветов (Cyan, Magenta, Yellow, Black).

ЦВЕТОДЕЛЁННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ - одноцветное изображение, полученное на экране монитора издательской системы или на твердом носителе (на лавсановой пленке, фотопленке или формном материале) после разделения на отдельные цвета многоцветного изображения оригинала.

ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ - разделение цветного изображения оригинала с помощью светофильтров или селективных источников освещения на отдельные одноцветные равномасштабные изображения. При синтезе в процессе печатания с цветоделенных однокрасочных печатных форм с определенной точностью воспроизводится цветное изображение оригинала.

ЦВЕТОПЕРЕДАЧА - это психологически точное воспроизведение на оттиске цветов и цветовых оттенков оригинала при сравнении двух изображений в одинаковых условиях освещенности.

ЦВЕТОПРОБА - это получение полнокрасочного изображения с цветоделенных фотоформ - для контроля за качеством цветоделения.

ЦВЕТ В ИНТЕРЪЕРЕ - цвет всегда играл решающую роль в архитектурном убранстве жилища. В нем отражались личность хозяина дома, его вкусы и пристрастия. Каждый цвет имеет три главные характеристики. Первая - оттенок, то есть иными словами его название (синий, зеленый, желтый, или какой-либо еще). Вторая - хроматическая интенсивность. И третья характеристика - тональность, говорящая о том, насколько данный оттенок отражает свет, то есть в какой степени он, темный или светлый. Основные цвета - красный, синий, желтый, а все остальные цвета создаются на основе этих и их смешения.

ЦЕННИК ФИРМЕННЫЙ - ценник оригинальной формы с логотипом компании или продукта.

ЦИНКОГРАФИЯ - это один из видов изготовления репродукционных форм высокой печати, при котором полученные с изооригиналов негативы копируют на покрытую светочувствительным слоем цинковую пластину и затем травят кислотой незадубленные при копировании пробельные элементы, углубляя их на наружный размер и получая цинкографское клише.

ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ - это компьютерная печать без пленок и форм.

ЦИФРОВОЙ СЕРТИФИКАТ (IT) - документ, подписанный с помощью цифровой подписи, который устанавливает, что заданный открытый ключ соответствует кому-либо или чему-либо, имеющему определенное имя.

ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ (IT) - код или символ, который является электронным эквивалентом письменной подписи.

ЦИРЕРО - это шрифт, кегль которого равняется 12 п.(~4,51 мм).

ЦИТАДЕЛЬ (от итал. cittadella, букв. - маленький город) - укрепленная центральная часть города или крепости, приспособленная к самостоятельной обороне, последнее убежище защитников при штурме. На Руси цитадель называли детинцем или кромом, а с 14 в. - кремлем. В переносном смысле - твердыня, оплот.

ЦОКОЛЬ (от итал.) - подножие здания, памятника, колонны (обычно в виде невысокой, слабо выступающей горизонтальной полосы, располагающейся непосредственно над землей).

ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ - нижний этаж сооружения, наружные стены которого разработаны наподобие цоколя крупного ордера и цоколя всей системы здания.





Ч



ЧАСОВНЯ
- небольшая христианская культовая постройка без помещения для алтаря.

ЧАСТИЧНЫЙ СНОС ЗДАНИЯ (арх.) - ликвидация, разрушение отдельных, признанных к сносу зданий в ряду застройки; ликвидация каких-либо фрагментов или деталей здания (напр., одного этажа здания с целью улучшения санации окружающей застройки).

ЧЕСУЧА - легкий и средний шелк, относительно недорогой, используется для прокладки в тяжелых шторах, чехлов, летних штор и подушек.

ЧЕТВЕРИ - четырехгранный сруб.

ЧЕТВЕРИК - в русской и украинской архитектуре (преимущественно 17-18 вв.) 4-гранное в плане сооружение или его часть. В композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с 8-гранной частью ("восьмерик на четверик").

ЧЁТКОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ
- это степень полноты воспроизведения мелких деталей и резкость контуров изображения объекта (оригинала) на копии (репродукции); четкость определяется степенью, полнотой воспроизведения частотных характеристик изображения; зависит от технологии и условий воспроизведения, материалов и оборудования, используемых для репродуцирования.

ЧИСТОТА ЦВЕТА - это количественная колориметрическая характеристика зрительного восприятия насыщенности цвета, выражаемая количеством энергии монохроматического излучения, которое в сочетании с белым излучением воспроизводит в колориметрических условиях измеряемый цвет. Наибольшей чистотой цвета, равной 1,0, обладают чистые спектральные цвета; наименьшей, — равной 0,0 — ахроматические цвета, не имеющие цветового тона.

ЧЕХЛЫ МЕБЕЛЬНЫЕ - чехлы продлят жизнь мебели и обновят интерьер комнаты. Вы сможете изменять декор комнаты от сезона к сезону, просто меняя чехлы. Шитье чехла   альтернатива обтяжке мебели. Используйте для чехлов декоративные ткани.

ЧИНЦ - хлопчатобумажная ткань с восточным рисунком на основе цветов и птиц. Часто имеет особенное покрытие, придающее характерный блеск и противостоящее загрязнению.





© Москва, 2013-2015
Все права защищены. В случае перепечатки материалов сайта, ссылка на источник обязательна.