САБЖ (IT) - тема или предмет разговора. Так же тема на форуме или тема письма. От англ. «subject» - «тема».
САЙНС-ДИЗАЙН -
научный дизайн.
СБОР ИНФОРМАЦИИ комплекс приемов и способов получения исходных данных для проектирования. Умелый их выбор и использование оказывают большое влияние на эффективность работы дизайнера, архитектора, проектировщика.
Методы СИ. делятся на две группы: 1) элементарные (наблюдение, симуляционный метод, прямая анкета, интервью, свободная беседа, тест, психофизиологические исследования, изучение документов, анализ содержания); 2) синтетические (косвенная анкета, сопоставление источников, аналогии и т.д.). Выбор метода сбора данных зависит от программы исследований и наличия источников информации. В отдельности каждый метод имеет как достоинства, так и недостатки, те и другие ограничения; дополняя один метод другим можно получить наиболее качественный и действенный результат.
СВЕРКА - это контроль устранения ошибок, отмеченных на предыдущем корректурном оттиске.
СВЕТА - это градационные уровни полутонового изображения от самого светлого участка (бликов, диффузионных светов) до полутонов (серого или окрашенных ненасыщенных цветных участков). В полиграфии света создаются на растровых фотоформах (диапозитивах), на печатных формах и на оттисках - от надежно воспроизводимых минимальных растровых элементов (для плоской печати - от минимальной оптической плотности фотоформы или - от белой бумаги на оттиске) до 25% растровых элементов на фотоформе, на оттиске - с учетом растискивания. Для полутоновых оригиналов и фотоформ света начинаются с оптической плотности 0,2-0,3.
СВЕТ В ДИЗАЙНЕ функционально-художественное средство визуализации и виртуализации предметных и пространственных решений создаваемой человеком среды, объективная основа формирования зрительных образов в дизайнерском искусстве.
СВЕТ - необходимое условие жизни и деятельности нормального человека, получающего 85% информации об окружающем мире через зрение, которое функционирует в режимах дневного (фотопического, от греч. photos - световой), сумеречного (мезопического, греч. Mesos - промежуточный) и - с минимальным эффектом - ночного (скотопического - от греч. skotos - мрак) освещения, каждое со своим характером эмоционального воздействия. СВЕТ, создающий световую среду, в пределах которой человек может воспринимать объемно-пространственные и цветовые формы окружающего мира, излучается различными источниками, которые делятся на естественные (природные) и искусственные.
Основные источники естественного СВЕТ - солнце и небо, искусственного - электрические лампы. Другие природные и искусственные источники - луна, звезды, светящиеся насекомые, растения, свечи, факелы, газовые фонари и т.п., хотя и не имеют практического значения, могут служить специфическими средствами дизайнерского творчества.
Функции СВЕТ в архитектуре и дизайне можно условно разделить
на утилитарные, биопсихологические и эстетические. Первые определяются условиями выполнения работ, связанных со зрением, при этом СВЕТ является эффективным средством повышения их производительности. Оздоровляющее или эмоциональное воздействие СВЕТА на человека активно проявляется в интерьерах и городских пространствах, в световых шоу, при свето терапии. Эстетика СВЕТА связана с его визуально-формообразующим действием, причем направление и структура световых потоков различного происхождения определяют условия восприятия объемно-пространственных форм и их деталей. Любые виды освещения имеют два принципиально разных состояния - прямое и рассеянное. Первое членит форму на освещенные и теневые участки, второе выявляет ее массу целиком, что существенно меняет эмоциональные ощущения зрителя.
Естественный СВЕТ, наиболее привычный для человека, характерен направлением его «сверху» и воспринимается как белый (тепло-белый от солнца, холодно-белый - от неба). Кроме того, природный СВЕТ визуально «живой» - он постоянно изменяется по интенсивности, спектру и светотени благодаря переменам погоды и ходу солнца по небосводу. Геометрия параллельных солнечных лучей относительно проста и иллюстрируется четкой светотенью на трехмерных объектах. Диффузный (рассеянный атмосферой солнечный) СВЕТ неба, облачного или безоблачного, имеет более сложную геометрию, что обуславливает особый характер свето-распределения и светотени в пасмурный день. Эстетические возможности естественного СВЕТ известны человечеству с незапамятных времен и являются подсознательной основой представлений человека о художественном качестве архитектурно-дизайнерских форм.
Искусственный СВЕТ может иметь любое направление в пространстве в зависимости от расположения его источника, что позволяет создавать эстетические эффекты, противоречащие каноническим, привычным условиям освещения. Так, при множестве разно-спектральных источников СВЕТА, в среде возникает сложное многоцветное тенеобразование, освещение «снизу» зрительно лишает объем гравитационной ориентации и т.п., что создает непривычные, нередко драматизированные ощущения.
По уровням освещенности искусственный СВЕТ в открытых пространствах несопоставимо меньше дневного, но может иметь любую цветность излучения - от белого до монохроматического - и относительно легко регулируется системами управления по всем параметрам. Источниками искусственного СВЕТА являются тепловые (обычные и галогенные лампы накаливания) и разрядные лампы низкого или высокого давления (люминесцентные, натриевые, ртутные, металлогалогенные, ксеноновые, индукционные, газосветные и др.). Перспективны полупроводниковые источники - светоизлучающие диоды, обладающие высокими эффективностью и сроком службы и способные работать в сложном цвета-динамическом режиме при любых погодных условиях. СВЕТ каждого из этих источников обладает своими визуально-эмоциональными характеристиками, которые должны учитываться при проектировании. Перспективы синтеза СВЕТА и дизайнерской
формы связаны с органичным «врастанием» источников искусственного СВЕТА в материальные формы предметного мира и с дальнейшим развитием технологий его художественного освоения.
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - это характеристика реагирования (наступающих изменений) светочувствительного слоя на падающий свет (определенное излучение, освещение). Светочувствительность характеризуется как величина, обратно пропорциональная экспозиции, необходимой для получения заданного контрольного параметра - оптической плотности фотослоя (для фотополимеров - степень задубливания).
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - это вещества, которые под действием определенного излучения (в том числе и видимый свет) меняют свои структурные или физико-химические свойства и сохраняют наступившие изменения после прекращения облучения.
СВОДКА - это корректура на контрольном оттиске, изготовленном в начале печатания тиража.
СВЯЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА - это вязкие растворы твердых смол в минеральных и растительных маслах или растворителях, а также полимеризующиеся растительные масла. Придают краскам печатные свойства, то есть способность раскатываться валиками в красочном аппарате, накатываться на печатную форму, переходить с нее на офсетный цилиндр или сразу на бумагу и закрепляться на ней.
СЕАНСОВЫЙ КЛЮЧ (IT) - одноразовый числовой код, используемый для подтверждения платежной операции.
СЕТЬ КОМПЬЮТЕРНАЯ (IT) - система соединенных и обменивающихся данными компьютеров.
СЕРИФЫ или ЗАСЕЧКИ - графически выделенные нижние и верхние окончания штрихов в буквах и знаках.
СЕРНОЕ МОЛОКО - это разновидность офорта, позволяющая получить на металлической пластине матовую поверхность, дающую на оттиске более или менее сильный тон.
СЕТЬ (IT) - cм.
Инет
СЕТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ форма проведения и визуализации результатов системного поиска оптимальных взаимосвязей между элементами в границах рассматриваемой проектной проблемы.
Суть поиска состоит в графической фиксации элементов объекта, построении матриц графика взаимодействий (где точка изображает элемент, а линия - связь) и выявлении структуры сети при проектном изменении положения «точек» и сведении к минимуму количества пересечений «линий». Метод Св. применяется в сложных проектных ситуациях, где служит средством строгой объективной проверки правильности решений, неосуществимой чисто мысленным или визуальным путем.
СЗОТ (IT) - сокращение от «Сорри за оффтоп».
СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ - это процесс очувствления фотоэмульсии или копировального слоя формной пластины к отдельным зонам спектра или к спектру в целом. Различают химическую и оптическую сенсибилизацию. При химической сенсибилизации увеличивается только естественная светочувствительность. При оптической сенсибилизации увеличивается светочувствительность к другим зонам спектра.
СЕРТИФИКАТ МАРКИ (certification mark) - знак, гарантирующий
происхождение и качество товара, а также его юридическую защиту.
СИГНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР - это первый экземпляр для контроля за качеством.
СИГНАТУРА - это порядковый номер печатного листа, проставляемый перед нормой в нижнем поле первой страницы каждого печатного листа и повторяемый на третьей странице каждого листа. Сигнатура служит для контроля за правильностью комплектовки тетрадей в книжный блок.
СИГНЕТ - это типографская или издательская марка, воспроизводимая в книге.
СИДЕР (IT) - пользователь файлообменной сети, обладающий готовым к раздаче файлом. Обычно он инициирует раздачу.
СИККАТИВ - это вспомогательные вещества, которые вводятся в краску для ускорения процесса закрепления ее на оттиске. Они катализируют процесс окислительной полимеризации связующего вещества, тем самым способствуя ускоренному пленкообразованию. В своем составе содержат соединения марганца, кобальта, свинца или их смеси.
СИМВОЛ (греч. - знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема ) - знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.
СИМВОЛ (пришел в латинский из древнегреческого sumbolon, который, в свою очередь, восходит к более древней форме sumballein. буквально переводимой как «бросать вместе») - первоначально это слово обозначало часть предмета, например, разломленное пополам кольцо, две половинки которого при встрече могли идентифицировать соединение целого. В настоящее время слово «символ» имеет два значения: первое - это изображение, которое как бы выступает от имени какого-то предмета, который может иметь совершенно иную форму (к примеру, треугольник может быть символом предмета, который не имеет ничего треугольного), или же абстрактное понятие (например, изображение совы является символом мудрости). Вторым значением слова «символ» является письменный знак, который описывает какое-либо качество, величину или процесс.
СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М.
А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля модерн.
СИНТЕЗ (synthesis греч.)
В ДИЗАЙНЕ - процесс мысленного или процедурного упорядочения проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и сведение их в единое целое - проектный образ.
СИНТЕЗ В ДИЗАЙНЕ - важное звено решения дизайнерской задачи, т.к. он определяет выдвижение концепции проектных работ, составление дизайн-программы или выбор направления проектирования. Методы и принципы СИНТЕЗ В ДИЗАЙНЕ носят либо системный характер (морфологические, комбинаторные, аналоговые связи), либо спонтанно-интуитивный (связи ассоциативные). Соответственно работа дизайнера имеет либо описательный характер, например кодирование целей проекта (поиск метафоры или девиза, подсказывающего идею работы), либо визуальный - составление таблиц, диаграмм, схем, набросков, конкретизирующих эти идеи. Как правило, выбор методов и принципов СИНТЕЗ В ДИЗАЙНЕ связан с выбранными проектировщиком методами пред проектного анализа, но в работе дизайнера они редко встречаются в чистом виде, чаще так или иначе комбинируются.
СИНТЕЗ ИСКУССТВ сочетание разных видов искусства, рассчитанное на многостороннее эстетическое воздействие. Определяется единством идейно-художественного замысла конкретного произведения или целостным взаимодействием отдельных элементов ансамбля (предметно-пространственного комплекса).
Художественно-образное содержание средового ансамбля, рождаемого деятельностью архитектора-дизайнера, может быть развито и конкретизировано с помощью привлечения средств таких видов пространственных искусств, как монументальная живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Их произведения, поддерживая друг друга, образуют активные композиционные узлы, которые способствуют становлению идейно-содержательных и зрительно-целостных пространственных формирований, а сами эти узлы становятся центрами композиционной структуры интерьера или комплекса сооружений, их доминантными точками. Но выполняются эти функции лишь в том случае, если слагаемые «узлов», органично вписываясь в идейно-художественный замысел ансамбля, сами по себе обладают высоким качеством формального решения.
Иначе говоря, идея ансамбля (СИНТЕЗ ИСКУССТВ) должна зарождаться в совместной работе мастеров разного профиля и быть предметом их заботы до конца ее реализации, которая требует постоянного соблюдения гармонии между наполнением содержания и убедительностью и масштабностью форм компонентов, участвующих в синтезе. Единство в архитектурно-дизайнерском ансамбле социально-функциональных, инженерно-технических и идейно-эстетических начал приводит к необходимости опираться в формообразовании на знание законов развития природы и общества, на достижения научно-технического прогресса и художественной культуры.
Современная тенденция превращения технических (инженерных) форм нашего окружения в
визуальные конструкции высочайшего эстетического уровня, своего рода «прагматические скульптуры», резко расширила возможности СИНТЕЗА ИСКУССТВ, придавая его произведениям невиданные ранее оттенки содержания. Другой аспект современного толкования термина Си. вызван изменением содержания категории «монументальность»: теперь сюда включают разного рода движущиеся композиции (мобили), «легкие» каркасные конструкции, динамические рекламные панно и т.п., что требует пересмотра ряда положений канонической теории СИНТЕЗ ИСКУССТВ.
Сегодня становится все очевиднее, что СИНТЕЗ ИСКУССТВ есть прежде всего создание единой целостной композиции, воплощающей художественный образ за счет слияния в нем образов, создаваемых каждым из видов искусства своими собственными средствами. Причем именно композиция и служит признаком возникновения ансамбля. Особенно это важно для предметных и средовых ансамблей в дизайне, где зачастую соседствуют весьма разноречивые по исходным свойствам слагаемые. СИНТЕЗ ИСКУССТВ связывает отдельные его виды не только композиционно, но и на более высоком уровне взаимодействия - концептуальном и стилеобразующем. Процесс проектирования всегда протекает в контексте конкретной исторической культуры, что определяет и содержательные, и формальные взаимовлияния разных видов искусства. На мировоззренческую основу каждого вида как бы накладываются общие принципы пространственного, пластического и светоцветового формообразования. Поэтому гармонизация форм элементов ансамбля, в т.ч. по стилистическому признаку - одно из важнейших средств СИНТЕЗА ИСКУССТВ.
Правда, в дизайнерских компоновках это положение не всегда соблюдается. Здесь нередки сочетания резко контрастные, несопоставимые по стилистике и по времени производства произведений, из-за чего конечный результат «дизайнерского» СИНТЕЗА ИСКУССТВ приходится оценивать нетрадиционными мерками, такими как ассамбляж, экспозиционный жест и т.д. То есть законы нового вида искусства, дизайна, обратившегося к не фигуративным средствам выразительности, кардинально вмешиваются в устоявшиеся представления о взаимодействии отдельных видов художественного творчества в рамках СИНТЕЗА ИСКУССТВ, дополняя, а иногда даже «отменяя» их.
СИНТЕЗ ИСКУССТВ - взаимодействие между собой отдельных видов художественного и проектного творчества - обязательное условие формирования подлинно гуманистической среды обитания человека. Понятие «среды» становится как бы связующим звеном между задачами формообразования и организацией жизнедеятельности, по своему трансформируя многие положения СИНТЕЗА ИСКУССТВ Средовой подход не только расширяет масштабные рамки СИНТЕЗА ИСКУССТВ, не только включает в число его слагаемых «вне художественные» компоненты - образы мира вещей, производственной деятельности, произведения «инженерного искусства», - но и делает сами произведения СИНТЕЗА ИСКУССТВ принципиально изменяемыми, ставит их в зависимость не столько от визуальной организации целого, сколько от «прагматических» факторов формирования
ценностей духовной культуры.
СИСТЕМЫ ОБМЕНА ПОКАЗАМИ БАННЕРОВ (IT) - специальные системы, которые производят взаимообмен баннерами между своими участниками. За свои услуги обычно берут определенный процент от показов.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (IT) - программная система, предназначенная для создания баз данных и централизованного управления их ресурсами с целью предоставления данных пользователям и программным средствам по их запросам.
СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА СРЕДА» (СЧМС) - состоит из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он (они} осуществляет трудовую деятельность, и предметно-пространственной среды, в которой эта деятельность осуществляется.
СЧМС - одно из базовых понятий эргономики, раскрывающее механизм построения оптимальных чувственных, эксплуатационных, функциональных связей между субъектом деятельности, человеком и ее результатом - средой обитания или ее элементами - через рациональность, комфортность и эффективность устройства промежуточного между человеком и средой звена, «машины» (так в эргономике называют совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности).
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ изучение объекта, ситуации во всем многообразии связей его компонентов (составляющих) между собой и с образуемым ими целым, отражает стремление современности к интеграции различных областей научно-технического знания. Особенностью С.а. является ориентация на весь комплекс проблем, возникающих при изучении системного объекта: от вербального описания до построения формальных моделей с учетом взаимосвязи его материально-функциональных и социокультурных элементов. Системный подход — часть мировоззренческой позиции, которая видит мир как некую систему со своей иерархией ценностей и связей, чему соответствует философское понятие «дома» как цельного построения модели мироустройства.
Объектом С.а. являются предметно-пространственные системы разного уровня, на которые влияют такие факторы, как экономика, социология, экология, технический уровень развития производства, психология и т.д.; а их взаимодействие определяет функциональная организация.
Для дизайнерского С.а. характерен метод исследования проблем по аспектам: содержательное описание, связанное с выявлением особенностей объекта как функционально-пространственной системы; моделирование функционально-пространственной организации; образный строй; оптимизация функциональных и структурных предложений, выбор правильного решения в условиях неопределенности с помощью человеко-машинных процедур; прикладные (частные) задачи, исследования.
Сложность системы определяется не столько количеством ее элементов, сколько качеством (особенностями) взаимосвязей между ними, пониманием того, что приобретает система как целое по сравнению со свойствами ее отдельных элементов. Приобретение системой новых свойств - цель и результат работы по С.а, причем признаками новой целостности
являются сбалансированность и связность всех элементов системы. Завершением системного подхода в дизайне является построение проекта системного объекта.
СИСТЕМНОГО ДИЗАЙНА СТРАТЕГИЯ - общая направленность и последовательность действий по преобразованию исходного технического (проектного) задания в готовый проект (объект). Выбирается проектировщиком или коллективом проектировщиков.
С.д.с. - это может быть единый метод, следование которому ведет к проектному решению; но чаще это совокупность действий с использованием различных методов проектирования. С.д.с. может меняться в ходе проектирования в зависимости от результатов предыдущих действий или оставаться неизменной на всем протяжении проектного процесса, отличаться по степени заданности и схеме поиска.
Готовые стратегии ориентированы на работу в знакомых ситуациях, для проектирования «по прототипу» или аналогового проектирования. Часто они не нацелены на изобретение нового, удобны для использования ЭВМ. С.д.с, изменяемые во времени и по ходу работы, как правило, предназначены для поиска и разработки новых решений, инноваций.
По схеме проектного поиска стратегии бывают линейные (последовательная цепочка действий, ведущих к результату), цикличные (с возвращением к какому-либо из предыдущих этапов) и разветвленные (включающие параллельные и альтернативные разделы проектирования).
Кроме того различают адаптивный поиск, где определен лишь первый шаг, и случайный - стратегия, отличающаяся преднамеренным отсутствием плана.
Существуют также методы управления стратегией, предназначенные для ;ценки успешности ее применения, сохранения ее принципов на тех этапах проектного процесса, где она действенна, и изменения стратегии, если з-ю перестает соответствовать окружающей обстановке. Выбор той или иной стратегии определяется соотношением условий «дано» и «требуется» в начале и конце процесса проектирования, а характер промежуточных действий является содержанием тактики системного дизайна.
СИСТЕМНОГО ДИЗАЙНА ТАКТИКА - комплекс мер, методов и приемов проектирования системного объекта дизайна, сформированный применительно к каждому конкретному шагу проектного процесса на пути исследования взаимосвязей между средой и ее конкретными элементами - вещами и процессами, протекающими в ней с участием человека или общества в целом .
В отличие от стратегии проектирования, С.д.т. не определяет генеральную линию проектного движения, а служит разработке частных, с точки зрения целого, мер «близкодействия» в рамках конкретной проблемы. Методами С.д.т. являются: создание «системотехник», т.е. конкретных технических и функциональных систем, обеспечивающих осуществление определенных процессов (например, управление автостоянкой: прием, выпуск и обслуживание машин); проектирование систем «человек-машина», обеспечивающих внутреннюю согласованность между человеческими и машинными компонентами с разделением их функций и нахождением «общего языка» между человеком,
машиной и средой и т.д.
С.д.т. связана с формированием и созданием «языкового единства» в процессе проектирования для сопоставления различных проектных решений и выводов, оценки проектной деятельности по этапам и в целом.
СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ ДИЗАЙНА типологизированная проектная модель совокупности частей, объединенных в целое. Типология в дизайне строится как проектная концепция, с которой связано моделирование системного объекта, поэтому они неотделимы один от другого.
Объект-предмет исследования системного дизайна характеризуется множеством разнообразных взаимосвязей входящих в него компонентов, структурированных по иерархическому принципу. Представляет собой целостность предметно-пространственного окружения, включающего в себя л-ное количество соподчиненных элементов, объединенных типологической общностью. С.о.д. - это может быть дом, часть города и т.п., но не сам предмет как таковой, взятый вне определенной формы его существования.
С.о.д. строится с позиций системного подхода, ориентированного на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину, выраженную в виде проекта системного дизайна. Иногда системный подход употребляют как синоним системного анализа, который трактуют как совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным многоаспектным МЩоблемам. Основная процедура такого анализа - построение обобщенной модели объекта проектирования.
СКАНВИНИЛ - это покровный переплетный материал на нетканой клееной основе с поливинилхлоридным покрытием.
СКАНИРОВАНИЕ - это процесс поэлементного анализа изображения по заданной траектории. Сканирование применяется для ввода штриховых и растровых изображений в ЭВМ издательской системы при подготовке издания к печатанию.
СКЛЕЙКА - это один из полиграфических процессов, применяемый при производстве папок, коробок и др.
СКЛЕЙКА - процесс соединения частей изделия в единое целое, практически всегда используемый при изготовлении упаковки и Р.О.S. материалов.
СЛАЙДЫ - это цветной диапозитив малого формата.
СЛУ (IT) - сокращение от «слушай». Использует при общении в интернете.
СЛУЖБЫ ИНТЕРНЕТА (IT) - системы, предоставляющие пользователям услуги через Интернет. К ним относятся: электронная почта, система гипермедиа WWW, телеконференции, списки рассылки, передача файлов по протоколу FTP, IRC и ряд др.
СМАЙЛ (IT) - Комбинация различных знаков препинания или букв, обозначающая настроение внешней похожестью. Например улыбка: двоеточие, знак «минус» и закрывающая круглая скобка. Также употребляется:
Смайлик.СМЕСЕВЫЕ КРАСКИ - цветные печатные краски, смешанные вне машины и предназначенные для печатания.
СОВМЕЩЕНИЕ КРАСОК - это точное расположение каждой последующей краски на запечатываемом материале относительно
оттиска предыдущей краски, обеспечивающее правильную цветопередачу.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО явление художественной жизни, характерное не столько временными границами, сколько сущностными особенностями, отличающими Си. от искусства традиционного. Си. отличают принципиальная экспериментальность, связанная с неподражательностью, отсутствие прямых отсылок к реальности, нефигуративность творчества. Си. характерно использованием компонентов художественного воздействия, таких как цвет, ритм, фактура и другие, непосредственно как повода для создания произведения. Си. обходится без услуг сценарно-фабульной сферы сознания, апеллируя непосредственно к области эмоций, восприятия, впечатлений. Си. отличает концептуальность, когда ударение делается не на конечном продукте, а на процессе или на самой идее произведения; на место конечных, завершенных композиций, стремления к монументальности, вечности приходит не только работа со свободной формой, игра с материалами, но и непосредственно с пространством — рождаются новые формы пространственного творчества: инсталляция, перформанс (представление), хеппенинг, предполагающие активное участие зрителя в достраивании произведения искусства. Существуя рядом с традиционным искусством, явление Си. обнаруживает себя в разных жанрах, не только в изобразительном, но и в прикладном искусстве, в музыке (конкретная, атональная), литературе, архитектуре, дизайне.
Дизайн — актуальная форма жизни Си., проектный подход к реальности, характерный для дизайна, пронизывает Си. Может быть это звучит парадоксально, но к Си. ближе древняя икона, архаика, древность (не случайно П. Пикассо, Ж. Брак, В. ван Гог, П. Гоген, А. Матисс увлекались Востоком, Африкой, а И. Машков, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, В. Кандинский — лубком, народной традицией), чем изысканная салонность, декаденство, морализаторство. Художественный авангард, современный художник, Си. являются подлинными носителями традиции культуры сегодня.
СОДЕРЖАНИЕ - это указатель заглавий, вошедших в издание произведений и их внутренних заголовков.
СОЗЕРЦАНИЕ - восприятие и переживание (осмысление) объективной ситуации, связывающее ее компоненты в целостный образ.
В дизайне опыт эстетического С. складывается в установку, формирующую направленность художественного мышления. Через эту установку на конкретный опыт восприятия накладывается мысленный образ ситуации - особая смысловая единица художественного воображения, связывающая прошлое с настоящим, подчеркивающая определенные значения в общем смысловом поле, возникающем вокруг образной конструкции. Эти акценты при соответствующих эмоциональных коррективах могут стать доминантами новых образных идей и решений.
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ТАРГЕТИНГ (IT) - показ рекламы группе пользователей с соответствующими характеристиками.
СОЮЗУПАК - некоммерческая ассоциация «Союз производителей и потребителей тароупаковочной продукции». Основан в 1994 г. Способы печати
Существуют пять основных способов печати: глубокая, высокая, трафаретная (шелкография), флексографская и офсетная.
СПАМ (IT) - непрошенные сообщения рекламного характера. Спамер - человек, рассылающий Спам. Спамить - рассылать Спам.
СПИСКИ РАССЫЛКИ (IT) - служба, не имеющая собственного протокола и программы-клиента и работающая исключительно через электронную почту. Идея работы списка рассылки состоит в объединении под одним адресом электронной почты адресов многих людей - подписчиков списка рассылки.
СПРОС (IT) - категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговли. Спрос выражает постоянно меняющуюся совокупную общественную потребность, представленную на рынке в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием.
СПОСОБ ПЕЧАТИ - это процесс воспроизведения и тиражирования издания. Разделяется по принципу создания печатающих и пробельных элементов на печатной форме и методу передачи краски с печатной формы на запечатываемый материал. Основные способы печати: высокая (типографская), глубокая, плоская (основным видом которой является офсетная печать). Также трафаретная, флексографская печать, цифровая печать и смешанные способы печати: типоофсет, глубокая офсетная печать и др.
СПОСОБ ВЫСОКОЙ ПЕЧАТИ - это передача изображения на запечатываемый материал с печатной формы, на которой печатающие элементы расположены выше пробельных.
СПОСОБ ГЛУБОКОЙ ПЕЧАТИ - это передача изображения на запечатываемый материал с печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным.
СПОСОБ ОФСЕТНОЙ ПЕЧАТИ - это технология косвенной плоской печати, при которой краска с печатной формы передается на запечатываемый материал посредством промежуточного офсетного цилиндра.
СПС (IT) - сокращение от «спасибо». Использует при общении в интернете.
СПУСК ПОЛОС - это расстановка полос в печатной форме в таком порядке и положении, чтобы после печати и фальцовки листа получалась тетрадь с правильно следующими одна за другой страницами и правильно расположенными на страницах полосами.
СПУСКИ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ - спуск полос - процесс размещения полос издания на монтаже и печатной форме обеспечивающий после фальцовки оттисков требуемое чередование страниц в тетрадях.
СРАЧ (IT) - жаркий и эмоциональный спор в интернете как правило на форуме. Чаще всего предмет спора напрямую связан с национальными вопросами. Понятие имеет подвиды: Гогисрач - между русскими и выходцами с Кавказа; Пшекосрач - между русскими и поляками; Бульбосрач - между русскими и белорусами. Хохлосрач - между русскими и украинцами.
СРЕДА - окружение чего-либо (кого либо), совокупность пространств, вещей, красок, элементов ландшафта, природных или физических условий, среди которых находится данный предмет, личность и т.д.
В
дизайне СРЕДА распадается на ряд взаимосвязанных структур (пространственная среда, предметная, световая, цветовая и т.д.), обладающих собственными законами построения и проектирования, своими сферами проектно-творческой и профессиональной деятельности. При этом, как правило, восприятие данного объекта или явления, его образ существенно зависят от средового окружения, воздействуя на зрителя (потребителя) по законам вписывания в среду, ее визуальный, деятельностный, психологический и т.п. контекст. Синтезу названных структур в единое целое посвящен дизайн среды (средовой подход в проектировании), причем само понятие СРЕДА приобретает новое содержание, предполагающее включенность, действенную роль потребителя в работе средовой ситуации.
Понимание термина СРЕДА как единства материально-пространственных условий осуществления какого-либо процесса, явления, события и особенностей самого этого явления сформировалось в 1960-е годы, вместе с появлением средового подхода, декларирующего комплексность, взаимодействие существования и развития человека и его окружения, создаваемого им в результате его деятельности. Таким образом в содержании этого понятия различаются три слагаемых: пространственная СРЕДА (феномен природного или искусственного происхождения с соответствующими физическими - температура, влажность и т.п. - особенностями), вещное, предметное наполнение этого пространства (предметная СРЕДА) - оборудование, инженерное и технологическое оснащение с его утилитарно-функциональными, пластическими, фактурными и прочими зрительными характеристиками, и то явление, действие, процесс, для которого создана или сложилась данная СРЕДА Воспринимаются эти три стороны СРЕДЫ только совместно, в процессе взаимодействия, что отражается на закономерностях и приемах ее дизайнерского формирования. С позиций человека, человеческого общества СРЕДЫ есть особое утилитарно-психологическое состояние архитектурного пространства, где в едином, целостном качестве слиты ощущения комфортности, красоты, надежности, приспособленности к функциональной деятельности. Она «встречает» конкретные запросы человека, группы, коллектива, общества, их надежды на благоприятное окружение, доступность информации и т.д. за счет соответствующего устройства и сочетания материально-пространственных, предметных, физических и других структур и является, наряду с такими понятиями художественного проектирования, как творчество и образ, одной из фундаментальных категорий дизайна.
Многогранность этого понятия концептуальна: его можно рассмотреть с позиций структуры (пространство, наполнение, визуальная организация, идейно-образное содержание), с точки зрения функционального назначения (производственная, жилая, рекреационная, среда общественных зданий и сооружений), уровня потребления (открытые пространства, городская среда, интерьеры). Но для проектировщика (архитектора, дизайнера, художника, инженера) все это богатство представлений о среде всегда материализовано в так или иначе вычлененные
из общей ткани нашего окружения конкретные предметно-пространственные образования: фрагменты среды (средовые объекты), которые, в свою очередь, могут составлять средовые системы различного ранга, рода и степени сложности.
СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН - дизайн архитектурной среды. Услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, шествия, обряды, выставки. Услуги программного дизайна, организующего масштабные объекты с учетом практических и художественных задач.
СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИОННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ приемы и методы, соотносимые с задачей привнесения человеческой меры в объекты, достижения гармонии структурных связей между человеком и вещью, оборудованием, сооружениями и предметно-пространственной средой в целом.
Главное в композиции - решение задач, связанных с соподчинением как соразмерностью и согласованностью пространства, массы и светового потока отдельных элементов композиционной структуры. С помощью этих основных категорий теории композиции организованные пространства, массы конструкций и материала и их световые характеристики объединяются в единое целое. Используя средства композиции мы и создаем не только функционирующий архитектурный или дизайнерский объект, но и его художественный образ.
За каждой из этих категорий стоят конкретные средства композиции. За соподчиненностью - выявление характера объёмно-пространственной структуры и тектонических отношений за соразмерностью - нахождение необходимых пропорций, метроритмических, масштабных и других характеристик реальных архитектурных и дизайнерских структур, способствующих (так же как и в случае с соподчиненностью) оптимальной организации форм, в том числе с точки зрения их гармонизации, за согласованностью - уточнение пластических характеристик этих форм с учетом свето-цветовой среды и условий восприятия объекта или комплекса.
При всей важности правильного использования средств композиции, связанных с категориями соразмерности и согласованности, особое внимание должно быть обращено на такие ее средства, как объемно-пространственная структура и тектоника, поскольку именно они прежде всего связаны с особенностями архитектурного и дизайнерского творчества.
У разных людей существует различное представление о пространстве, разное к нему отношение. По традиции дизайнер и архитектор заботятся главным образом лишь о визуальной организации того, что видно в сооружении, но при этом не всегда учитывают, что каждый потребитель имеет собственное, воспитанное с детства, отношение к пространству, и их восприятие композиции различно. Момент учета «человеческого фактора» здесь очень важен, так как данное конкретное пространство всегда предназначено для конкретных людей, конкретного региона, для конкретного времени, что и отражается на формообразовании как единичного объекта, так и их комплексов.
И в отдельных сооружениях, и в комплексах всегда между собой взаимодействуют внутренние и внешние пространства. Все сложные архитектурные структуры, например,
есть лишь производные, рождающиеся в процессе последовательного развития этого исходного единства.
Поскольку возникают разномасштабные структуры, возникает и иерархия отдельных элементов внутри этих структур. Наиболее важны е в социально-функциональном отношении участки пространства осмысливаются как «главные места событий», становятся главным элементом всей композиции. Называя этот элемент «святилищем», Л. Кан отмечал, что обслуживающие и обслуживаемые пространства должны быть разделены, и что на этом строится объемно-пространственная структура, а в конечном счете - вся композиция.
Другой аспект организуемого пространства связан с человеком: как именно он воспринимает ее визуально. Отмечая важность этой связи, В. Антонов вводит относимые им к архитектурному языку понятия «пространственной дистанции» или «характера преодоления пространства». Разные пространства, в зависимости от того, каковы их световые характеристики и как они между собой сочетаются, по-разному и воспринимаются, что имеет огромное значение для выразительности композиционных форм.
Весьма характерным средством композиции является тектоника - эстетически осмысленное выражение работы конструктивной структуры в пластике «внешней» формы. Для большинства проектируемых сегодня объектов взаимосвязи конструктивных элементов (их массы) и организуемого отведенного им объема или пространства весьма существенны, т.к. составляют основу их выразительности.
СТАЙЛИНГ ДИЗАЙН - художественная адаптация уже готовой формы (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта. В России развивается довольно причудливо :) Средовой дизайн - дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и тд.
СТИКЕР - изображение на самоклеющейся пленке или бумаге для напоминания о товаре, стимулирования покупки. Размещаются на кассе, рядом с полками, при входе в торговую точку, на дверях магазина.
СТИЛЬ -
общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра, об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно- исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств, приемов (таковы, напр., в пластическом и др. искусствах романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм.
СТИЛЬ ЖИЗНИ - завершенное целостное проявление конкретного поведенческого стереотипа, одна из модификаций понятия «образ жизни» с характерными ритмикой, интенсивностью, темпом жизни, четко выраженными социально-психологическими чертами социальной общности.
СТИЛЬ ЖИЗНИ и связанный с ним стиль формообразования служат своего рода переходным звеном от проблем образа жизни к средовой проблематике.
Предметно-пространственное окружение, отражая СТИЛЬ ЖИЗНИ, создает не только основу поддержания складывающегося образа жизни, но и формирует условия целенаправленного влияния на его развитие, образуя диалектическое единство упорядоченности систем жизнеобеспечения в целом и индивидуализации, многообразия ее конкретных форм и ячеек. В результате в пределах единого образа жизни развиваются различные его стили, и каждый из них может реализоваться через различные варианты стилей формообразования, определяющих облик среды и порядки ее освоения.
СТИЛЬ ЖИЗНИ часто связан с нарочитым соблюдением «внешней», видимой стороны (особенности поведения, единые или близкие формы общения, особый «элитарный» язык, вкусовые предпочтения и пр.), обычно ярок и активен, демонстрирует свободный выбор жизненных норм и правил, культурной ориентации. Нередко он иллюстрирует вычлененность, самостоятельность данной социальной группы или личности в обществе, ее стремление к давлению, в том числе эмоциональному, на окружение. Как правило, СТИЛЬ ЖИЗНИ есть развитие и следствие коренных особенностей данного образа жизни или его составляющих («богема», «ученые», «военные» и т.д.), и поэтому учет соответствующих требований, настроений, пристрастий - весьма важная часть дизайнерского творчества.
СТИЛЬ ЖИЗНИ может включать как прогрессивное содержание, так и ориентироваться на консервативное, уходящее начало, но в любом случае раскрывает характерные особенности исходного образа жизни в наиболее острых формах. Создание целостной, органичной системы условий для определенного СТИЛЬ ЖИЗНИ - один из путей формирования полноценной среды, обладающей качествами художественного образа, который как бы задает человеку, обществу способы эстетического освоения конкретного жизненного пространства и его предметного наполнения.
СТАЙЛИНГ ДИЗАЙН. Художественная адаптация уже готовой формы (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта. В России развивается довольно причудливо :) Средовой дизайн - дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и тд.
СТАПЕЛЬ - это одинаковые по формату бумажные листы или оттиски, уложенные друг на друга и выровненные сталкиванием.
СТАРЕНИЕ БУМАГИ - это необратимое самопроизвольное изменение свойств бумаги, особенно механической прочности, при ее длительном хранении.
СТЕЖОК - это элемент нитяного шва, расположенный между двумя проколами на корешковом сгибе (фальце) тетради. Различают внутренний и внешний стежки, находящиеся соответственно внутри тетради и на внешней стороне фальца.
СТЕРЕОТИП - это монолитная копия печатной формы, полученная отливкой металла, резины, пластмассы или гальваноотложением с матрицы, оттиснутой с оригинальной печатной формы. Различают гальваностереотип, гальваноклише, литой стереотип (отлитый из стереотипного сплава), ротационный стереотип, плоский стереотип (в виде плоской пластины
для плоскопечатных и тигельных печатных машин), ростовый стереотип (рост которого равен росту шрифта).
СТЕРЕОТИПИЯ - это изготовление стереотипов, представляющих собой монолитную рельефную копию оригинальной печатной формы из отливного набора и клише, изготовленную в масштабе один к одному.
СТЕРЖЕНЬ - это полоса бумаги или коленкора, соединенная одной стороной с фальцем тетради и используемая при приклейке иллюстрации к ней. Иллюстрация приклеивается ко второй, неприклеенной стороне (части) стержня.
СТИКЕРЫ - это наклейки (как правило, большого формата).
СТИМПАНК-СТИЛЬ. Это тюнинг аксессуаров, украшений и предметов быта в стиле стимпанк. Для этого стиля характерны: изобилующие рычаги, вентили и шестерни, в отделке - применение таких материалов, как медь, полированное дерево и кожа, Стимпанк в дизайне одежды являет собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи, где характерным аксессуаром являются защитные очки - «гогглы». В графическом дизайне Стимпанк - парадоксальный коллаж на основе образцов английской журнальной и газетной графики середины-конца XIX века.
СТОПА - это мера бумаги, равная 1000 листам.
СТОХАСТИЧЕСКОЕ РАСТРИРОВАНИЕ - это разновидность преобразования полутонового изображения в растровое. При стохастическом растрировании частота размещения одинаковых по размеру и форме растровых элементов определяется сигналом исходного полутонового изображения.
СТРАНИЦА - это одна из сторон листа бумаги в издании (в книге, журнале, газете, альбоме), на которой размещена полоса набора.
СТРИМЕР - это магнитный ленточный носитель информации. Выпускается различных типоразмеров. Применяется для архивного хранения.
СТРОКА - это часть текста определенного формата - ряд знаков, расположенных на одной мнимой горизонтальной линии, служащей элементом полосы, колонки.
СТРИТ-АРТ (англ. Street art - уличное искусство). Главным видом стрит арта является граффити, иначе спрей-арт, однако нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры(некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и другие образцы урбанистического уличного искусства.
СТРУЙНАЯ ПЕЧАТЬ - это технология получения копий, при которой изображение наносится на запечатываемый материал набрызгиванием специальных красок из сопел очень малого диаметра с высокой скоростью (до 1 млн. капель/с). Струйная печать используется для производственной маркировки на мягких упаковках, получения читаемых надписей на поверхностях с грубой структурой, нанесения адресов на периодические издания и пр. Способ струйной печати используется в струйных принтерах, предназначенных для изготовления полутоновой цветопробы
СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ, ПОДАРОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ - дизайн которой выполнен профессионально и со вкусом – важный штрих в маркетинге или при проведении различных памятных мероприятий.
СУПЕРОБЛОЖКА
- это бумажная дополнительная обертка поверх переплета (обложки), закрепленная на нем только загнутыми краями - клапанами. Используется как элемент внешнего оформления издания для защиты его переплета от повреждений, загрязнений, а также в рекламных целях.
СУПРЕМАТИЗМ, стиль положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х гг., К. С. Малевич считал его высшей точкой развития искусства (отсюда название, производное от лат. supremus, «высший, последний»), которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Оказал большое влияние на конструктивизм, производственное искусство. Сам Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник и др.) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в особенности художественного фарфора), оформление выставок.
СУХАЯ ИГЛА - это гравюра на металле, ручная печатная форма глубокой печати, печатающие элементы которой прорезаны остро заточенной офортной иглой.
СУХОЙ ОФСЕТ или ТИПООФСЕТ - способ печати, при котором краска с печатающих элементов формы высокой печати передается на бумагу не прямо, а через эластичное полотно (офсетный цилиндр).
СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ литературно-графическая форма раскрытия существа проектируемого объекта.
Сценарий должен отражать будущее состояние системы, логическую последовательность ее формирования, развертывание шаг за шагом отдельных ситуаций (мизансцен). При этом в одних случаях значение имеет фактор времени и связь событий, составляющих интерес объекта; в других - качественное описание возможных вариантов обстановки и состояний среды; в третьих параметры вероятной картины, полученной в результате прогнозирования, и т.д.
См. обычно применяется: а) до построения «дерева целей» для выявления возможных будущих состояний системы, чтобы правильно и точно сформулировать отдельные цели и подцели; б) при разработке плана и программы для демонстрации отдельных проектных шагов, с помощью которых достигаются цели; в) для эффективного выполнения решения, включенного в план (программу).
СЮРРЕАЛИЗМ (франц. surrealisme, букв. - сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги ) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.