ИГНОР (IT) - метка, накладываемая участником чата (многопользовательского или программы мгновенного обмена сообщениями) на другого участника, при которой система игнорирует сообщения от второго первому. Либо же простое игнорирование сообщений. От англ. ignore - игнорировать.
«ИГРА» - один из аспектов современной концепции творческого отношения к действительности, высококачественный инструмент узнавания мира и передачи другим этого знания с помощью моделирования и наворачивания реальности, условная подмена «серьезного» понимания задач и обстоятельств жизни устройства их воображаемыми эквивалентами, позволяющая принимать решения, неожиданные для «нормальных» описаний жизненных коллизий.
«ИГРА» воссоздает реальность через абстрагирование с помощью масок, моделей, артикуляции, повышенной выразительности производимых действий, макетов, простых схематизации, переводящих сложные реакции в разряд схем, позволяющих объемно почувствовать структуру явлений. «ИГРА» - форма, позволяющая понимать явления жизни. Не игровые, но привлекательные естественность, спонтанность, инстинктивность также являются одной из форм существования «ИГРА», рядоположенной иным способом - декламационным, декларативным, подчеркнуто рациональным, экспрессивным, темным. Тот добивается успеха в жизни, в работе, в дизайне, кто хорошо владеет правилами и лишь производит впечатление, что работает без труда и не нуждается в правилах, создавая у собеседника, партнера, зрителя, потребителя ощущение «постепенного соскальзывания к удовольствию», достигая чувство удовлетворения от точно выполненной красивой работы.
ИЕРОГЛИФ (греч., «хиерос» - святой, «глифен» - вырезать, «грамма» - буква) - употреблялось греками для обозначения «священных знаков» - символов, вырезанных на камнях древними египтянами. С конца 19 века это слово также используется для обозначения знаков в виде рисунков, таких, как у майя или ацтеков. Также этим словом обозначаются буквы или символы с тайным значением и какие- нибудь с трудом понимаемые надписи.
ИЗБА - срубное жилище у русских; отапливаемое жилое помещение в доме.
ИЗРАЗЕЦ - покрытые поливой керамические облицовочные плиты.
ИЗДАНИЕ - это произведение печати, самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую подготовку, имеющее установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.
ИЗДАТЕЛЬСТВО - это предприятие, осуществляющее подготовку, выпуск и реализацию книг, газет, журналов и другой продукции.
ИЗОИЗДАНИЕ - это изобразительное издание. Вид издания, передающий информацию, выраженную главным образом средствами изобразительного ряда.
ИКОНОГРАФИЯ (от греч. Eikon - изображение и graphO - пишу, описываю). Перечень изображений определенного лица, события, сюжета и пр., а также описание и систематическое изучение таких изображений. Важнейшим материалом иконографии являются произведения
живописи, графики и скульптуры (часто очень неравноценные по своим художественным достоинствам). В течение многих столетий, до недавнего появления фотографии, других изобразительных материалов вообще не существовало. В связи с искусством прошлого, иконографией данного лица или события называют также систему канонических правил, принятых или предписанных для соответствующих изображений.
ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis - место стояния) - Перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 - нач. 15 вв.
ИЛЛЮМИНАТОР - это художник, осуществлявший воспроизведение инициалов и несложных орнаментов, отмечавший киноварью красные строки.
ИЛЛЮМИНОВКА - это придание контурному изображению или его участку объемности с помощью тона в полутоновом изооригинале или посредством штрихов и заливок в штриховом.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ (Illustration) - это общий термин для любой фотографии, рисунка, чертежа, диаграммы или изображения, которое служит для того, чтобы усилить воздействие печатного произведения. Термин обычно используется для того, чтобы обозначать рисунки, чертежи или диаграммы и отличать их от фотографий.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ -
визуализация текста в книге, журнале, газете. Иллюстрация используется для: передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации образов героев повествования, демонстрации описываемых объектов, а также отображения пошаговых инструкций в технической документации.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Когда мы открываем книгу с рисунками, то словно попадаем в другой мир. На рисунках мы видим тех, о ком читаем, видим города и дома, где происходят события, описанные в книге. Всё это помогает лучше понять всё то, о чем рассказывает нам автор. Рисунки в книге называются иллюстрации. (см. Графика). Как же художник создаёт их? Прежде всего он внимательно читает книгу, которую будет иллюстрировать. Ему нужно лучше узнать героев книги, понять их характер, представить себе, как они могут выглядеть. Если события в книге происходили в далёком прошлом, то художнику придётся прочитать и другие книги, чтобы точно знать, какую одежду носили в то время, какие были причёски в моде, как выглядел транспорт и многое другое. Каждый художник по-своему будет относиться к персонажам книги. Вот почему иллюстрации к одной и то же книге у разных художников такие разные. Посмотрите, как у разных художников выглядит любимый во многих странах Винни-Пух.
ИМИДЖ (образ, изображение) - понятие, ставшее актуальным в связи с развитием дизайнерских, проектных способов решения человечеством своих проблем, инструмент диалога художника со зрителем, дизайнера - с потребителем его продукции; приданное конкретному объекту, факту, событию или явлению субъективное, активно выраженное, часто одностороннее представление.
Определенный ИМИДЖ какого-либо явления,
процесса, акции, человека, формируемый дизайнером или самим человеком, позволяет лучше, точнее, быстрее понимать свойства процесса, особенности явления, характер человека, рациональнее осуществлять процессы социальной коммуникации. ИМИДЖ является средством социально-культурной ориентации, средством установления связей человеческого сознания с необъятным, непознаваемым, безбрежным миром, вместе с тем предлагая готовые клише восприятия, лишает его необходимости собственных усилий открытия мира. Художник, сам ли, с помощью публики ил и средств массовой информации сформировавший собственный ИМИДЖ, часто попадает в плен сложившихся образов, закрывается от продолжающей развиваться реальности. Амбивалентность ситуации подсказывает художнику, дизайнеру пограничный выбор - опираясь на понятийные, образные «подпорки» всеми силами пытаться оставаться открытым живой, непредсказуемой, требующей каждый раз нового понимания реальности.
ИМИДЖЕВЫЙ ДИЗАЙН - художественное конструирование представления о вещах и людях, которое целенаправленно формируется на основе рекламно-брендинговой политики.
ИМПОСТ - горизонтальная тяга в виде карниза, отделяющая арку от поддерживающего столба или стены.
ИНДЕКС ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ (IT) - информационный массив, где хранятся преобразованные особым образом текстовые составляющие всех посещенных и проиндексированных роботом (поисковой машиной) поисковой системы HTML-страниц и текстовых файлов.
ИНДЕКСАЦИЯ ШРИФТОВ - это условное сокращение обозначения гарнитуры, начертания и кегля шрифта, которым следует набирать текст.
ИНЕТ (IT)- Интернет. Синонимы:
нет, сеть, енот.
ИНЖЕНЕРНЫЙ ДИЗАЙН - область дизайнерского творчества, связанная с формированием объектов и систем инженерно-технического назначения, особая часть промышленного дизайна.
Произведения ИНЖЕНЕРНОГО ДИЗАЙНА отличает принципиальное подчинение в первую очередь утилитарно-прагматическим установкам и задачам проектирования, неукоснительность соблюдения требований и эффективной эксплуатации, и безаварийного функционирования. К объектам ИНЖЕНЕРНОГО ДИЗАЙНА относятся мосты, дороги, путепроводы, тоннели и другие «статические» инженерно-технические сооружения, а также плотины, шлюзы, канатные и подвесные дороги, лифты, эскалаторы, установки инженерных коммуникаций (линии электропередач, трансформаторные подстанции), уникальные научно-исследовательские приборы и комплексы (реакторы, радиорелейные системы, телескопы и пр.). Формообразование сооружений и устройств этого класса внешне как бы отделено от задач эстетики или индивидуальных требований художественной целостности. Однако лежащая в основе их форм рациональность, тектоничность структурных решений, техническая целесообразность, базирующиеся, как правило, на оригинальных конструктивных и технологических разработках, безусловная масштабность, значимость этих объектов в нашей жизни, наконец, специфическая выразительность их облика делают
объекты ИНЖЕНЕРНОГО ДИЗАЙНА мощнейшей частью эстетики нашего окружения, элементами среды, которые интересны и сами по себе, и как источники композиционных мотивов, в т.ч. «техногенных», в формообразовании других сфер дизайна.
Поэтому в наше время проектирование объектов ИНЖЕНЕРНОГО ДИЗАЙНА, некогда считавшееся областью чисто инженерного творчества, все больше привлекает внимание художников, архитекторов и дизайнеров, активно использующих их художественные возможности в становлении полноценной среды обитания человека. А отдельные произведения ИНЖЕНЕРНОГО ДИЗАЙНА - автострады Германии и США, Днепрогэс, Бруклинский мост, плотины и польдеры Голландии, ирригационные системы Средней Азии, эстакады японских поездов на воздушной подушке - давно стали образцами внедрения «высокой» эстетики в любые проявления инженерно-технической мысли.
ИНЖЕНЕРНЫЙ ДИЗАЙН - новая, чрезвычайно перспективная и активно развивающаяся зона дизайнерского творчества, особая форма интеграции художественного и прагматического отношения человека к действительности, лежащая на стыке архитектуры, ландшафтного дизайна и различных направлений технического искусства, находится сегодня на стадии профессионально-эстетического самоопределения.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек-машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.
ИНКРУСТАЦИЯ - в полиграфии - отделочный процесс, при котором на переплетной крышке получают изображение врезкой и приклейкой материала другого цвета, нежели цвет покровного переплетного материала.
ИНКРУСТАЦИЯ (от лат.) - украшение предмета, сделанного из одного материала, путем врезания в его поверхность фигурных кусков из разных других материалов, образующих рисунок, не выступающий над поверхностью.
ИНКУНАБУЛЫ - это печатные издания в Европе, вышедшие с момента изобретения книгопечатания до 1 января 1501 года. Всего известно ок. 40 тыс. названий (ок. 500 тыс. экземпляров).
ИН-КВАТРО - это формат издания в 1/4 долю листа, получаемый при его 2-сгибной фальцовке. В листе 8 с.
ИН-ОКТАВО - это формат издания в 1/8 долю листа, получаемый при его 3-сгибной фальцовке. В листе 16 с.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ (англ. installation установка, «встройка») - преднамеренное внесение художественного смысла в объемно-пространственные объекты, по природе своей не претендовавшие на него. Выполняется с помощью неожиданных комбинаций разнохарактерных, внешне несовместимых друг с другом конструкций, вещей, материалов. Термин, которым в последние десятилетия называют то, что не стало «укладываться» в понятия «скульптуры» и даже «композиции».
ИНСТАЛЛЯЦИЯ свободна от присущей скульптуре материально-пространственной
целостности и от отвлеченной строгости композиционных начертаний, использует практически любые материалы, предметы, темы, образы, включает среду, конкретное место, пространство как необходимое условие своего существования.
Сегодняшние художники вновь, как мастера прошлого, не представляют существования своих произведений вне определенной среды, пространства определенной галереи, интерьера, городского пространства.
Термин «ИНСТАЛЛЯЦИЯ» развивает небогатую палитру слов - картина, скульптура, композиция, означающих произведение искусства, предлагая, может быть, наиболее общее определение того, что создает сегодняшний художник. Заземляя, переводя термин на русский язык, получаем прозаическое «устройство», восходящее к терминологии дизайнеров 1920-х годов.
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СРЕДОВЫЕ СИСТЕМЫ - области обеспечения активной жизнедеятельности, лежащие на стыке интересов всех слоев общества и обладающие ярко выраженными особенностями зрительных образов всех своих компонентов (пространство, оборудование, предметное наполнение, одежда, аксессуары), обусловленных спецификой процессов, породивших данную систему.
Сегодня к интегральным типам среды можно отнести четыре сферы:
- транспорт, армию, медицину и религию, которые:
1. каждая по-своему пронизывают все подразделения общества;
2. имеют значение для нормального функционирования всех видов производительного труда, и так или иначе, вычленяются,
выделяются визуальной организацией из прочих форм среды.
Причем люди, вольно или невольно включенные в процессы соответствующей средовой деятельности - врачи, служащие транспортных компаний, пассажиры, военные всех рангов, священнослужители - ведут специфический для данной сферы образ жизни, регламентированный ее правилами и установками.
К ИНТЕГРАЛЬНЫМ СРЕДОВЫМ СИСТЕМАМ в полной мере относится понятие «инфраструктура» - совокупность сооружений, систем и служб, необходимых для функционирования общественно-производственных комплексов и обеспечения условий жизнедеятельности человечества. Причем они являются одновременно и «производственными», и «социальными» разновидностями этого класса явлений, т.е. одинаково важны для всех сторон человеческой жизни.
Вторая особенность этих форм среды - каждая из них охватывает строго определенные области деятельности (жизнеустройства, мировоззрения, эмоциональной сферы). Естественно, что эти области в каких-то случаях пересекаются (существуют врачи на транспорте, полковые священники и т.п.), но определяет характер среды специфика ведущего, «титульного» вида деятельности.
Третья особенность - все четыре сферы имеют долгую историю развития, позволяющую проследить специфику их «работы» и особенности становления и прогнозировать отдельные направления перспективного движения их визуальной организации.
Четвертая - в них участвуют все возможные средства визуализации средового процесса, т.е. комплекс явлений и слагаемых, образующих данную средовую форму, максимально полон для процессов средо-формирования вообще и всегда подчинен ведущему для этой формы началу. Причем общество, чувствуя исключительность этих начал для собственного существования, всегда находило и будет и дальше находить средства и силы для зрительного выделения соответствующих форм среды из пестрого мира жизни.
Проявляются названные особенности в каждой из сфер по-своему, в соответствии со спецификой породивших их потребностей общества (в перемещении людей и грузов, защите отечества, охране здоровья и т.д.). Но все они весьма примечательны общей чертой - убедительностью показа процесса «прорастания» ведущего фактора становления средовой системы в художественный результат.
ИНТЕРНЕТ (IT) - глобальная компьютерная сеть, основанная на стеке протоколов TCP/IP, являющаяся, во-первых, средством делового общения, во-вторых, компьютерной информационной гиперсредой коммуникативного взаимодействия субъектов рынка, и, в-третьих, рыночной средой, электронной сферой совершения обмена,
купли-продажи товаров и услуг в среде World Wide Web (Всемирная паутина) с использованием мультимедийных ресурсов (видеоизображение, аудиозвук, графика и т.д.).
ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН (IT) - web-сервер, предлагающий товары или услуги для продажи и предоставляющий средства их заказа и оплаты.
ИНТЕРЬЕР - французское слово, оно означает "внутренний". Интерьером называют оформление внутри разных помещений - жилых комнат, дворцов, общественных зданий. Кроме этого интерьером называют изображение комнаты, украшенное ( оформленное) мебелью, коврами, шторами и другими вещами. Художники, пишущие интерьер, очень тщательно изображают все подробности обстановки - мебели, ковров, светильников. Глядя на картину мы можем представить себе, как жили люди - современники художника. Кроме того, интерьер может многое рассказать и о характере этих людей.
ИНТЕРЬЕР АРХИТЕКТУРНЫЙ - организация внутреннего пространства преимущественно архитектурными средствами, подчинение предметного наполнения архитектуре, частичная передача ей «предметных» функций за счет широкого использования встроенных оборудования и мебели. В отличие от предметного интерьера И.а. создается при стремлении автора проекта, стилистически увязав интерьер с экстерьером, уберечь это художественное единство на будущее, намеренно сужая возможности внесения в него непредусмотренных адаптационных изменений за счет нового декора, обстановки или пересмотра функций. Оборудование и мебель такого дома как бы вырастают из строительных конструкций, для отделки используются материалы, срок эксплуатации которых сравним со сроком службы всего сооружения.
И.о. ориентирован прежде всего на формально-эстетические задачи, на создание своеобразной «архитектурной скульптуры». Привести такой интерьер в соответствие с изменяющимися потребностями человека можно лишь при индивидуальном проектировании семейного жилища для конкретного заказчика. Но и это соответствие будет недолговечным, так как И.о., по сути своей, статичен. Изменяется И.а., при необходимости, скачкообразно: однажды полностью законченный до последней детали, он существует почти в том же виде до следующего полного изменения.
ИНТЕРЛИНЬЯЖ - это междустрочный пробел, расстояние между строками.
ИНТЕРКОЛУМНИЙ (от лат. inter - между и columna - колонна) - пролет между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - свободное многовариантное толкование понятий, значений и смыслов одного и того же термина или явления.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - прием, дающий возможность опираться в поисках проектно-образных идей на существующую практику без прямого заимствования, на основе пристального содержательного или графического анализа и попыток понять принципы и закономерности построения извечной формы классического образца, чтобы проникнуть в существо проектной концепции, проследить истоки образного мышления при рождении первоисточника. И. важна как подсказка и опора в творческом
процессе, помогает познакомить архитектора-дизайнера с выдающимися личностями мировой художественной культуры и их произведениями; создает благоприятные предпосылки для формирования собственного взгляда на проблему, погружает в мир проектных и художественный течений.
Одним из вариантов ИНТЕРПРЕТАЦИИ является методический ход, условно обозначенный как «работа в маске мастера», с ориентацией на одну из значимых творческих фигур в области архитектуры, изобразительного искусства, дизайна.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ требует активной работы с литературными источниками (монографиями, журналами, книгами), дает возможность свободно ориентироваться в потоке архитектурно-дизайнерских тенденций, провоцирует осознанный выбор приоритетов, что, в свою очередь, ведет к самопознанию и формированию творческой индивидуальности, наследующей традиции общей культуры. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - один из вариантов метода «вживания в роль».
ИНТУИЦИЯ - в философском смысле - способность непосредственного постижения истины; в социокультурном смысле - природный механизм связи части природы - человека - с миром в целом, способность, предугадывая, предчувствуя события, состояния, осуществлять, не рассуждая, правильные действия.
За способностью как бы «внезапно» «схватывать» истину - качество, которое многие художники склонны толковать лишь как мистическое или как проявление божественного провидения - стоят приобретенные ранее знания, накопленный опыт, возможно не только в этой жизни. Для дизайнера является нормой работа на границе между способностью непосредственно, без серьезных аргументаций находить решение и умением мыслить структурно, аналитически, готовя почву для глубоких, адекватных интуиции.
ИН-ФОЛИО - это формат издания в 1/2 долю листа, получаемый при его 1-сгибной фальцовке. В листе 4 с.
ИНФОРМАЦИЯ (IT) - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
ИНФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ФОРМЫ - свойство практически полезных вещей передавать некие «послания» тех, кто их сделал, тем, кто ими пользуется.
С этих позиций здания, сооружения, различного рода изделия и их комплексы имеют не только потребительские свойства, но и выступают как средства коммуникации между людьми. Американский теоретик Д. Пай, анализируя возможности создания «выразительной формы» через связи между идеей технического решения и ее реализацией в дизайнерской разработке, выделяет шесть требований, которым должен отвечать проект:
1) точное воплощение принципа взаимного расположения частей, обеспечивающего задуманный эффект;
2) геометрические соотношения элементов, обеспечивающие успешное функционирование системы;
3) достаточная прочность компонентов системы (определяющая их геометрические величины);
4) обеспечение необходимых внешних связей системы; 5) экономичность изготовления и эксплуатации;
6) соответствие принятым критериям стиля или моды. В пределах каждого критерия возможен
широкий ряд приемлемых альтернатив, причем число практически равноценных вариантов умножается характеристиками, не закрепленными в перечисленных требованиях: выбором материалов, фактуры и цвета поверхности изделия, различными приемами расчленения или объединения его компонентов и т.д.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (IT) - защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (IT) - процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ (IT) - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем).
ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА (IT) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (IT) - совокупность программно-технических средств вычислительной техники, а также приемов, способов и методов их применения для выполнения функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в конкретных предметных областях.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ГРАФИКИ (Information Graphics), причем этот термин часто сокращается до слова «инфографики» («infographics»), создают для того, чтобы отображать инфорацию в некоторой визуальной манере, иной, чем текст. Информационные графики обычно используются для того, чтобы визуально представить сложные комплексные статические данные, числовые или научные данные или некоторые другие объекты, для которых целесообразнее графическое описание.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР - один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой, стволом, прорезанным вертикальными желобками (каннелюрами); капитель состоит из 2 крупных завитков (волют). Антаблемент иногда без фриза, архитрав - из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом.
ИППОДРОМ (греч. hippodromos, от hippos - лошадь и dromos - бег, место для бега) - комплекс сооружений для испытаний рысистых и скаковых лошадей и соревнований по конному спорту; учреждение, их организующее. Прототипом современных ипподромов являются древнегреческие ипподромы. Известные современные ипподромы: Лексингтонский (США), Нью-Маркет, Эпсомский (Великобритания), Венсеннский, Лоншан (Франция), Пардубицкий (Чехословакия), Мадридский (Испания), Московский (Российская Федерация).
ИРКА (IT) - система он-лайнового общения IRC (Internet Relay Chat).
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА (чистое искусство), название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства
для искусства оформились в теорию к сер. 19 в. (Т. Готье, гр. Парнас во Франции).
ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ГОРОДА - одна из важнейших и быстро развивающихся сфер комплексного приложения дизайна к визуально-практической и эстетической организации городской среды в вечернее и ночное время.
В отличие от природного (дневного) освещения И.О.Г. создает новые условия функционирования и новые визуальные образы городской среды, т.к.:
- избирательно выделяет из темноты лишь функционально и композиционно необходимые элементы средового ансамбля - участки территории, пространства, объекты;
- образует сложное по структуре световое поле, не имеющее аналогов в природе и характеризующееся низ ким общим уровнем освещенности при наличии источников с чрезмерной яркостью на фоне темного окружения, высокой контрастностью и неоднородностью освещения, разнонаправленными световыми потоками раз ной интенсивности и цветности, сложным тенео-бразованием и стихийной свето-динамикой, что в итоге определяет сложные, нестабильные условия адаптации глаза;
- предусматривает управляемые свето-динамические (меняющиеся по цвету, во времени и пространстве) предметно-пространственные композиции.
Искусственное освещение городских пространств на постоянной основе возникло в XVII веке в Париже, в XVIII веке в Петербурге, Москве и других городах Европы. Это были масляные фонари, зажигавшиеся в сумерки в безлунные ночи для охранных целей на некоторых улицах и площадях. В процессе эволюции И.О.Г. масляные фонари заменялись на керосиновые, спиртовые, газовые; с изобретением электрической лампы накаливания в 1872 году А.Н. Лодыгиным и дуговой лампы в 1876 году П.Н. Яблочковым началась эра электрического освещения, радикально изменившего вид города в темное время суток.
Ныне световая среда в городе создается осветительными установками, которые можно разделить на две группы - освещающие территории (горизонтальную поверхность земли) и объекты (вертикальные фасадные поверхности). Установки первой группы обеспечивают функциональное освещение дорожного полотна в транспортных и пешеходных зонах и формируют цепь утилитарных свето-пространств разного назначения и масштаба. Установки второй делятся на две подгруппы: архитектурного освещения объектов и световой информации и рекламы. Они создают образные характеристики вечерней среды, а вместе с первыми - систему архитектурных светопространств города. Для архитектурного освещения и световой информации применяются разные приемы - заливающего и локального света, светящихся поверхностей, «световой графики», «световой живописи» и их сочетаний. Функциональное освещение осуществляется светильниками с мачт большой высоты (до 60 м), с обычных опор, подвесов, фасадных кронштейнов (с высоты 8-15 м), а также светильниками газонными, парапетными, встроенными (в малые формы, цоколи, ступени и т.д.) на высоте до 1,2 м.
Главным элементом осветительных установок служат приборы с тепловыми или разрядными источниками света, в т.ч. дальнего (прожекторы) и ближнего (светильники) действия. Все чаще в системах И.О.Г. начинают применяться устройства, транслирующие свет в своей структуре на определенные расстояния - световоды разного типа.
В ясную погоду в ближайшем будущем возможно использование «искусственных лун» - спутников с зеркальным пленочным отражателем на геостационарной орбите, направляющих солнечный свет на город (Россия провела такой эксперимент в 1993 году).
И.О.Г. проектируется по нормам, обеспечивающим безопасность транспортного движения и, отчасти, вечернюю эстетику достопримечательных объектов, причем нормируются, в основном, количественные параметры - освещенность и яркость дорожного полотна и фасадов. Показатели качества освещения - распределения его в пространстве, во времени, по спектру - практически не регламентируются, поэтому полустихийно формирующиеся художественные параметры городского освещения в массе своей невысоки, тогда как в идеале И.О.Г. должно быть средством решения композиционных задач разного масштаба и жанра - светопланировочных, светоансамблевых и художественно-образных.
Эту сферу профессиональной архитектурно-дизайнерской деятельности
называют «световым урбанизмом», относя к светопланировочным задачам визуально читаемое зонирование территории города, выявление его «каркаса» и «ткани», основных планировочных осей и т.п. за счет создания различий в уровнях освещенности, цветности, кинетике, рисунке и масштабах освещения разных территорий и объектов. Светоансамблевые задачи подразумевают формирование системной иерархии световых ансамблей и доминант города. Художественные проблемы нацелены на творческое «конструирование» выразительных свето-цветовых образов объектов - зданий, сооружений, ландшафтных элементов - по принципу их подобия дневным прототипам или создания альтернативных «контробразов», не имеющих визуальных аналогов при природном освещении.
При этом традиционной дизайнерской задачей остается поиск формы и стиля светильников и изделий различных систем И.О.Г., выполняющих в дневное время роль малых форм и декоративно-пластических элементов городской среды.
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА последовательное рассмотрение процесса развития дизайнерского проектирования начиная с первого десятилетия XX века. Развитие морфологии предметного мира предыдущих эпох (декоративно-прикладное искусство) принято рассматривать как предысторию дизайна. До середины XIX века почти все предметы и вещи, окружающие человека, делали специалисты-ремесленники, которые, как правило, совмещали в одном лице ряд профессий - конструктор, художник, рабочий, даже продавец изделий своего труда. Разделение труда и появление машин привело к тому, что мануфактурное производство сменилось развитой машинной индустрией, из-за чего потребительский рынок стал относительно быстро насыщаться товарами. Обострение конкуренции, усилив внимание к потребительским качествам и эстетическим достоинствам предметной среды, привело к коренному пересмотру традиционных принципов формообразования ее составляющих.
Проект любого изделия, подлежащего многократному тиражированию, должен обладать особыми потребительскими свойствами, что превращает его проектирование в самостоятельный творческий процесс. Главное лицо этого процесса - художник-конструктор, который сосредотачивает свое внимание одновременно на прагматике, эстетике и рациональности изготовления потребительских товаров. Так рождается особая область проектной деятельности - дизайн, называвшийся тогда «промышленным искусством». Начало ИСТОРИИ ДИЗАЙНА связывают с 1907 годом, когда в Германии был создан союз «Веркбунд», объединивший усилия художников и промышленников, заинтересованных в повышении потребительских качеств промышленной продукции. Таким образом, дизайн возник в условиях, когда на смену ремесленному типу производства, создающему вещи, предназначенные определенным лицам и для конкретных помещений, пришел массовый выпуск стандартных изделий; серийная промышленная продукция и облик мира, характер жизнедеятельности людей, а в какой-то мере и формы их отношений, стали зависеть от этих изделий. В ИСТОРИИ ДИЗАЙНА отмечают три существенных этапа.
Первый -
начало и первое тридцатилетие XX века, ассоциирующееся, в основном, с событиями, происходившими в Европе, а затем и в США - поражает революционным взрывом идей и деклараций, не конформистским экспериментом, поиском средств выразительности, материалов и форм, отвечающих массовому индустриальному способу созидания материальных и - как это ни парадоксально - художественных ценностей. Его главной задачей было про возглашен о не украшать мир вещей и пространств, а строить его (неслучайно среди пионеров дизайна было столько профессиональных архитекторов) по внутренним законам, подсказанным функцией, конструкцией, технологией производства. Тем более, что эти функции и конструкции стали другими, индустриализованными, объективно породив соответствующие «внешние» формы.
Второй этап - практически до 60-х годов XX века (исключая годы войны, затормозившие движение дизайна) - распространил географию дизайна на все континенты и узаконил в обществе изобретенные только что формы. Из экстравагантной моды они стали нормой, «международным стилем», признаком образа XX века. В этот период на первый план вышли организационные и «рыночные» проблемы дизайнерского творчества, завоевание дизайном своего потребителя, заказчика и - почитателя. Различные дизайнерские фирмы, бюро, сообщества вели консультации, рекламные кампании, поражая зрителя «объективностью» обтекаемых или лапидарных форм, оставаясь, однако (несмотря на большой отряд художников, прежде всего в США, исповедовавших «стайлинг», т.е. оформление вещи модными приемами), на тех же позициях органического, комплексного формирования произведения дизайна. Но теперь - по возможности избегая узко функционального подхода к формотворчеству, проектируя дизайн с «человеческим лицом», используя местные и фольклорные мотивы, а иногда и эпатирующие публику рекламные трюки.
Нынешний, третий этап ИСТОРИИ ДИЗАЙНА, продолжает общие тенденции предшествующих, стремительно накапливав «массу», захватывая все новые и новые регионы и «силовые поля» внутри потока. Но движение это потеряло чистоту единого «международного стиля», изрядно примелькавшегося зрителю. Разнообразие стилевых концепций не всегда бесспорных - первая черте современного периода дизайнерского движения. Постмодернизм, фристайл, ретро, хай-тек, экологическое опрощение и практика «мусорной моды», текучее-: «органических» форм, колючесть деконструктивизма и многое другое - все это сосуществует одновременьс создавая у потребителя своего роде беспредел всеядности, моральной, эстетической и вкусовой неразбериха давая вместе с тем возможность современному человеку ощутить вкус свободы выбора в своих эстетически! предпочтениях.
Особая система эстетических ценностей складывается в так называемых «региональных дизайнах», считающихся здоровым началом нынешней проектной культуры. Они опираются на синтез местных, национальных установок и новаторских достижений мирового опыта. Рафинированная артистичность и ироничность итальянской школы, доведенная до символа «простота»
японского дизайна, функциональная старомодность английского, грубоватая практичность немецкого придают им ни с чем не сравнимое своеобразие «провинциальных» достопримечательностей, своеобразие, которое все более и более ценитс я на мировом дизайнерском рынке.
Наконец, дизайн сегодня активно ориентируется на применение сверхсовременных технологий и достижений науки, которые непрерывно вводят в обиход дизайнерского формотворчества то электронные средства решения бытовых задач, то природно-экологические подходы, то мотивы космизма или, наоборот, микромира. И это позволяет дизайну осваивать все новые и новые области и сферы, порожденные социальными или техническими поворотами жизни. Всеобщая подвижность современного населения земного шара, смена «века Гутенберга» эпохой телекоммуникаций, «театрализация» образа жизни, встречные потоки феминизации и маскулинизации - лишь часть примет «нового образа жизни», требующих нестандартного дизайна, потому что свойства и параметры этих процессов слишком разнообразны, чтобы их можно было «обслужить» внешне единой системой частных решений. Обстоятельный научный и творческий анализ этих и множества других проблем и тенденций ИСТОРИИ ДИЗАЙНА еще впереди. Но некоторые вехи весьма поучительны.
Первый этап ИСТОРИИ ДИЗАЙНА - начало века - отмечен стихийным выбросом идей и манифестов нового вида искусства, призванного соединить изобразительное и техническое творчество созданием школ, экспериментально разрабатывающих соответствующие профессиональные технологии (Баухауз, ВХУТЕМАС). Второй этап - это обстоятельные искания наилучших организационных форм внедрения дизайна в жизнь и производство. Третий - разработка системы дизайнерских взглядов на мир, поиски кардинальных направлений их интеграции в искусстве формирования среды.
Дизайн до бесконечности развил технологию проектирования, проник в тончайшие секреты мастерства, разобрал взаимосвязь отдельных его ветвей, его отношение к национальным традициям и нацелил «свою» науку на изучение корней дизайнерского творчества: умение превращать прагматические потребности человечества из явлений утилитарно-технических в образно-эстетические. Все вышеперечисленное выдвинуло Дизайн (с большой буквы) на первое место в ряду других форм проектной культуры, преобразующих нашу цивилизацию. По крайней мере - сейчас. А успешность, авторитетность мирового дизайнерского движения позволяет проверить истинность выдвигаемых с помощью ИСТОРИИ ДИЗАЙНА теоретических моделей.
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА В РОССИИ особая ветвь становления и развития дизайнерского искусства, обусловленная спецификой производственных, экономических и общественных условий и отношений в нашей стране.
Развитие дизайна в России, в отличие от мирового, имеет прерывистый, «пунктирный» вид, где подъемы художественного творчества перемежаются с периодами его глубокого спада. И.д. в России содержит два ярких момента, оставивших запоминающийся след в дизайнерской культуре.
Первый относится к 20-м
годам прошлого века, когда в Москве были созданы Высшие Государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), предназначенные для подготовки специалистов «производственного искусства» (по современной терминологии - дизайна) высшей квалификации. Перед ними ставилась задача создания радостных вещей, преображения предметов быта и элементов среды как «часть чисто экономического прогресса, художественная часть хозяйственная» (А.В. Луначарский). И хотя удручающая экономическая и техническая отсталость страны не позволили в то время реализовать эти установки в натуре, многие разработки той поры ( работы В. Татлина, А. Родченко, Л. Поповой и других) и сегодня считаются эталоном творческих достижений в графическом, предметном и средовом дизайне.
К сожалению, в 30-е годы XX века это направление развития отечественного дизайна - из-за переориентации страны на приобретение техники за рубежом - было закрыто, хотя отдельные элементы дизайнерского подхода проникали в производственную сферу, особенно в оборонной промышленности.
Вынужденная изоляция России от мирового дизайнерского опыта и единичные успехи художников-конструкторов после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов выявили необходимость активного улучшения качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения, в том числе за счет внедрения методов художественного конструирования.
В 70-е годы прошлого века перед отечественным дизайном был поставлен ряд непростых задач - создать в промышленности систему мест приложения дизайнерского труда, решить проблему подготовки для них высококвалифицированных кадров, но главное - разработать эффективную программу внедрения достижений дизайна в культуру производства и потребления в России.
В результате на предприятиях страны появились специальные художественно-конструкторские бюро, высшие учебные заведения начали готовить специалистов дизайнерского профиля, была создана единая система научно-проектных организаций во главе с ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Появились и начали реализовываться масштабные дизайн-программы совершенствования промышленной продукции в станкостроении и в сфере быта, нацеленные на комплексное формирование функционально и эстетически осмысленной среды. Этот опыт организации дизайнерской работы произвел большое впечатление на крупные корпорации и дизайнерские фирмы за рубежом, которые стали прибегать к долгосрочному дизайн-программированию в масштабных проектных разработках, вроде космических программ НАСА или комплексной организации среды района Дефанс в Париже.
Однако на рубеже XX-XXI веков в связи с кризисом промышленности и проектного дела в нашей стране эта вполне перспективная линия развития российского дизайна резко оборвалась, в настоящее время отечественный дизайн находится на распутье. С одной стороны, появляется множество единичных заказов, связанных с частными предпринимательскими структурами (фирменный стиль, графический
дизайн, интерьеры, индустрия моды), с другой - почти исчезла государственная поддержка крупномасштабных проектов.
Правда, в настоящее время наметилась тенденция активного возрождения дизайнерского дела в стране - на сцену выходят новые кадры художников-дизайнеров, подготовленные уже а в последние годы и умеющие работать в новых условиях. Они хорошо знают: фундаментальная истина «западного» сообщества - ценность накопления - для нас не абсолютна. Зато «принцип соответствия» - вещи, образа жизни, характера труда, реальным обстоятельствам - свойственен российскому менталитету в высшей степени.
Это во многом объясняет взлет идей русского дизайна в начале прошлого века: умение неожиданно вписаться в новые обстоятельства счастливо совпало с неожиданным появлением этих обстоятельств. И это же позволяет надеяться, что и нынешний поворот жизненных пертурбаций не обескуражит национальный дизайн. Тем более, что общая платформа нашей проектно-промышленной культуры - формирование прекрасного из реального - находится в русле принципиальных концепций мирового дизайнерского творчества.
Разумеется, у отечественного дизайна масса проблем, но главная из них - отнюдь не пресловутое «догнать и перегнать», чем многие сегодня вольно или невольно заняты. России снова предстоит сделать идейно-эстетический рывок, создать собственную идеологию и практику отечественного дизайна - новой «региональной» ветви глобального ствола идей и достижений мирового дизайнерского процесса.
ИШАК (IT) - cм. осел.