В данном разделе мы постарались, по максимуму, отразить терминологию,
применяемую в дизайне, полиграфии, изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве,
искусствоведении, фотографии, WEB, IT, рекламе и маркетинге....
Но, не факт, что присутствуют все термины....
Общими усилиями, словарь постоянно дополняется, и если Вы обнаружили, что какого-то значения нет,
то предлагаем помочь нам, через форму обратной связи, прислав недостающую информацию....
Заранее благодарим)))))

Ш



ШАБЛОНИРОВАНИЕ
- это образование на оттисках полос краски в средних тонах и тенях изображения, возникает из-за неудачного расположения на печатной форме зон с малой и большой интенсивностью подачи краски. Взаимодействие увлажняющего раствора с таким слоем краски приводит к ее эмульгированию и к образованию полос на оттиске.

ШАПКА - в изданиях и журналах заголовок, расположенный вверху спусковой полосы, второй по значимости после шмуцтитула вид заголовка по расположению относительно текста.

ШЕЛКОГРАФИЯ или ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ - способ печати, при котором краска продавливается специальным тупым ножом - ракелем - через печатающие элементы печатной формы (матрицу) из тончайшей металлической сетки на запечатываемый материал, а заркытые пробельные элементы печатной формы (матрицы) не дают краске проникать на этот материал.

ШЕЛКОТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ - это передача изображения с использованием печатной формы, представляющей собой сетку (трафарет), сквозь ячейки печатающих элементов которой с помощью ракеля продавливается печатная краска. Существуют разновидности: классическая трафаретная и ротаторная печать. Изображение на печатной форме — зеркальное.

ШЕЛФТОКЕРЫ - разделители полок. Позволяют выделить из массы определенную группу товаров, выполняя также информационную функцию. Прикрепленный к полке магазина шелфтокер резервирует место под конкретный товар, организуя необходимый порядок размещения товаров на полке. Они могут быть прямоугольными или фигурными.

ШИРИНА ОЧКА ШРИФТА - это показатель, определяющий расстояние между основными штрихами букв.

ШИФРОВАНИЕ (IT) - процедура засекречивания данных путем выполнения серии вычислений, выполняемых с помощью секретного ключа Процедура засекречивания данных путем выполнения серии вычислений, выполняемых с помощью секретного ключа.

ШИФРОВАНИЕ С ОТКРЫТЫМ КЛЮЧОМ (IT) - класс криптографических методов, использующих шифры с двумя ключами. Сообщения, зашифрованные открытым ключом, можно расшифровать только при помощи связанного с ним закрытого ключа. И наоборот, подлинность сообщений, подписанных закрытым ключом, можно проверить с помощью открытого ключа.

ШИФРОВАНИЕ С СЕКРЕТНЫМ КЛЮЧОМ (IT) - метод, при котором для шифрования и дешифрирования текста применяется один и тот же ключ.

ШКОЛОТА (IT) - школьник(и). Употребляется в неуважительном контексте на жаргоне хакеров, как синоним глупых, недоразвитых и самоуверенных представителей молодежи. Кроме того Леммингами и Хомячками - называют наивных пользователей социальных сетей, преимущественно из числа Школоты. Также употребляется: Лемминги, Хомячки, Пионэры.

ШЛЕЙФ - это припуск листов одной половины тетради со стороны переднего поля на 8-10 мм, необходимый для проводки тетрадей в фальцаппарате рулонной печатной машины. Удаляется при обрезке книжного блока с трех сторон.

ШМУЦТИТУЛ - это правая страница разворота, на которой размещается только заглавие произведения или статьи, часто сопровождаемое изображением. Первый по значимости вид заголовка по расположению относительно текста.

ШЛЮЗ (IT) - приложение, которое принимает транзакции от магазинов, торгующих в режиме подключения к сети, и отправляет их в систему обработки финансовой организации.

ШОУ-БОКСЫ - трехмерные картонные конструкции, которые используются, как правило, в двух вариантах. Во-первых, как просто рекламоносители - на гранях трехмерных объектов(куб, пирамида и т.д.) размещается реклама товара, услуг, логотипы. Во-вторых, как почтовые ящики для сбора информации от потребителей. Такой шоу-бокс может иметь приклеенный карман для размещения листовок, выполняя одновременно функцию диспенсера.

ШПОН - это типографский пробельный материал для увеличения промежутков между строками (интерлиньяжа) при ручном наборе.

ШРОФТ - это средство передачи текста в издании. Может быть наборным и рисованным.

ШТАМБ - это доминирующий вертикальный или наклонный штрих буквы.

ШТАНЦЕВАНИЕ или ВЫСЕЧКА - отделочный процесс для предания фигурной формы.

ШТЕНДЕР - переросной рекламный щит небольшого размера. Штендер устанавливается вблизи торговых и выставочных павильонов.

ШТРИХОВКА - это нанесение прямолинейного углубления между отставом и картонной частью переплетной крышки для улучшения раскрываемости книги и ее внешнего вида.

ШТРИХОВАННАЯ ЛИНЕЙКА - это наборная линека,. дающая отпечаток в виде вертикальных штрихов.

«ШТУЧНЫЙ МЕТОД» дизайнерское проектирование отдельных вещей или их небольших комплексов с целью создания уникальных объектов, образцов или разработки новых процессов. Проектная концепция и художественный принцип деятельности дизайнера в этом случае не всегда формулируются методически и не оформляются документально, однако это не означает, что их нет. Они явно или подспудно вынашиваются дизайнером фактически с момента получения заказа и до формирования предложения, находя свое определенное вербальное или визуальное выражение в техническом задании, в предпроектном анализе, в эскизном предложении и других проектных материалах.

«Штучный» объект дизайнер разрабатывает в одиночку или с небольшим коллективом единомышленников, который решает проблемы координации действий и организации работ в непосредственном общении его членов. ЭВРИСТИКА (от греч. «heurisko» — нахожу) — «искусство нахождения истины», система логических приемов и методических правил теоретического исследования.

Э. в дизайне — универсальная стратегия творческого поиска, представляющая собой матрицу взаимодействия основных этапов и методов творчества, проектирования (подготовки, анализа, поиска решения, реализации) и групп эвристических сред в (логических приемов, методических правил, теоретических положений), направленных на оптимизацию работы на отдельных этапах. Средава Э. можно использовать для развития метода индуцирования психоэвристической деятельности человека в рамках диалога между проектировщиком и ЭВМ с соответствующими блоками хранения критических («наводящих») вопросов, необходимых данных о применимости ответов и их фиксации; для автоматизации проектной деятельности ЭВМ с программами, обогащенными определенным массивом приемов эвристики.





ТВОРЧЕСКОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛОВ
Щ



ЩИПЕЦ
- верхняя часть фасадной стены в форме угла, ограниченного двумя скатами кровли; в отличие от фронтона не имеет внизу горизонтального карниза, декоративный треугольник, венчающий окно, портал и другие части готической постройки; то же, что и вимперг.





Э



ЭВОЛЮЦИЯ ДИЗАЙНА
- постепенное, в процессе непрерывного накопления частных количественных перемен в технологии, художественном языке, взаимоотношениях с промышленностью и потребителями, качественное преобразование задач, методов и конечного продукта дизайнерской деятельности (ср. «История дизайна»).

В начале XX века дизайн, выступив как продолжатель дела декоративно-художественного творчества в условиях развитого индустриального производства и насыщения рынка услуг системами современного оборудования пространственных условий жизни человека, поставил перед собой задачи вычленения проектного труда в самостоятельную область деятельности и сращивание прагматических и художественных целей формообразования дизайн-продукции в удобной для производства форме.

Выполнялась эта программа под девизом превращения категории «польза» с помощью средств дизайн-проектирования в явление эстетическое, в категорию «красоты». Эффективность принципов разделения проектной и художественной сфер, востребованность придуманного художниками-конструкторами оснащения среды обитания сделали дизайн ведущим видом искусства эпохи, распространившим свою идеологию на все сферы культуры. И одновременно привели к важным изменениям в его собственной структуре и идеологии.

Во-первых, дизайн прочно вошел в семью прочих искусств, поскольку совокупное общественное влияние его отдельных решений фактически определяет духовное содержание нашего предельно прагматического образа жизни. Но добился он этого как бы исподволь, завоевав рынок и умы «потребляющего» человечества, включив, таким образом, свои средства - анонимность, тиражирование, легитимизацию «низких» потребностей - в арсенал средств искусства вообще.

Во-вторых, дизайн расширил сферы своего влияния, выдвинув вместо классического лозунга «полезное должно быть прекрасным» новую концепцию - «прекрасное и есть полезное», провозгласив идеи «тотальной эстетизации» мира человеческих отношений. Сегодня эти идеи имеют ограниченно «техногенную» окраску, но активное расширение эстетических норм дизайн-деятельности, включение в ее сферу региональных течений и самодеятельных форм придаст новый импульс освоению дизайном художественных возможностей, которые пока еще только нащупываются профессионалами. Эта тенденция поддерживается и процессами коренной перестройки производственной базы дизайнерского творчества, переходом от принципов «форма должна отвечать технологии, доступной промышленности» к концепциям постиндустриального общества, где «технология обязана уметь эффективно воспроизводить любую задуманную художником и полезную человеку форму».

В-третьих, все возрастающая выразительность и распространенность массовой дизайн-культуры ведет к преобразованию многих норм и положений искусствознания - от изменений смысла категории «художественный образ» до расширения трактовки принципов синтеза искусств, включившего в число средств формирования образа мира инженерный дизайн, объекты сервиса, ландшафтные композиции. Происходит становление и укрепление проектной культуры (третьей после материальных и духовных ее форм), целиком образованной благодаря развитию содержания дизайнерского искусства.

Если представить историю дизайна как смену его базового объекта, то окажется, что ее начало (по выражению А. Рапопорта — «Первый дизайн») есть проектирование по преимуществу единичных вещей - изделий, приборов, станков, обложек и т.д. Тогда как «Второй дизайн», начиная примерно с 60-х годов прошлого века, посвящен формированию среды - предметных комплексов и ансамблей, гармонично привязанных к особенностям архитектурных ситуаций.

Каков будет следующий этап ЭВОЛЮЦИИ ДИЗАЙНА, гипотетический «Третий дизайн»? Представляется, что профессиональные накопления предыдущих этапов позволяют дизайну перейти к новому витку художественного творчества - идейно-нравственного образного освоения действительности, переделывающего и мир, и живущего в нем человека.

Иначе говоря, сегодня искусство находится на пороге новой эпохи, когда оно из формы сознания, оценивающей путь, пройденный человечеством, превратится в силу, инициирующую его продвижение к всестороннему синтезу реального и идеального в глобальных и повседневных делах и свершениях.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
(Экодизайн) - область комплексной дизайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых объектах сближения требований природной среды и культуры, что вызывает необходимость учета ценностей, достигнутых предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы (см. Экологическое формообразование).

Образ современной жизни подвержен влиянию экологизации, то есть стремления к учету оптимального соотношения между миром живого и средой его обитания. В результате происходит сближение среды и культуры (экология культуры), складывается концепция слияния воедино архитектуры, промышленного дизайна, визуальных коммуникаций, прикладных и изобразительных видов искусства, что иногда называют «средовым искусством» - дизайном архитектурной среды. Концепция такого объединения позволяет в образе предметно-пространственной среды и ее элементов воссоздать ценности, достигнутые (выявленные) в истории ценностей и стилей жизни предшествующих поколений на базе сохранения не возобновляемых природных ресурсов и бережного отношения к свершениям человеческой культуры.

В «экологическом» художественном проектировании промышленных изделий повышенное внимание уделяется экологическим аспектам производства и функционирования объекта: его материалом энергоемкости, безопасности для окружающей среды, возможности утилизации по окончании срока службы. Причем в понятие «экологически чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им (визуальная гармония с окружением), что открывает для художника-конструктора новые формообразующие возможности. Особое место занимают в ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ концептуальные, прогностические разработки (см. Футуродизайн).

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ учитываются и региональные особенности городской и сель ской среды: их пространственно-временная организация, типы расселения, структурные взаимосвязи жилья, мест труда и массовых коммуникаций, особенности предметного наполнения среды и, наконец, образные характеристики, отражающие в себе ценности всех «слоев региональности».

Забота о сохранности природы должна распространяться и на этносы, являющиеся ее необходимой частью. Этнокультурная идентичность (слитность) среды и образа жизни обеспечивается тем, что отдельные этносы участвуют, с одной стороны, в обеспечении культурного взаимодействия людей, а с другой - в обеспечении культурного разнообразия и собственной самобытности. Установлено, что представители национальной или региональной культуры осваивают пространство в соответствии с принятыми именно их культурой «моделями». В зависимости от специфики своей культуры они так или иначе относятся к организации пространства, его размерам и форме, размещению в нем предметов. Соответственно строится их отношение к объемно-пространственной композиции среды и ее составляющих (так называемый «этнодизайн»).

Все это свидетельствует о том, что роль ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА в формировании и сохранении определенной культурной общности сложна и многообразна, и это надо учитывать при оценке изменений в соотношении общего и особенного в предметно-пространственной среде, организуемой средствами дизайна.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ -
принцип проектирования объектов дизайна с позиций гармонического равновесия взаимодействия жизни и деятельности человека с живой природой.

Основа Э.ф. - видение мира как самовосстанавливающейся максимально безотходной системы, целостное проектирование на стыке многих специальностей, внедрение мало затратных ресурсосберегающих технологий, понимание того, что человек — лишь часть Вселенной.

Модель экологически разумной среды, скомпонованная из объектов и ресурсов, специально созданных человеком, можно условно назвать «синтетической» (характерна для ситуаций с ограниченной палитрой природных ресурсов — пустыня, крупнейшие города, Космос), если же используются элементы и процессы, взятые в «натуральном» виде — «естественной». Эта модель обычно принадлежит благоприятным для человека природно-климатическим зонам. «Подсказки» экологических решений в дизайне содержатся как в передовой науке и технике (гелио-архитектура, утилизация мусора, компьютеризация), так и в истории, которая хранит массу экологически чистых идей.

К Э.ф. относятся и находки архитектурной бионики, использующей природные структуры как прототипы конструктивных и функциональных решений и в качестве источника образных метафор и мистификаций (С. Хохаузер, А. Гауди, Я. Кизлер, П. Грийон). Важными достоинствами Э.ф. являются человечность и естественность порождаемых им образов, создающих противовес агрессивному техницизму, механичности многих проявлений современной среды.

ЭКСЛИБРИС
(от лат. ex libris «из книг») - книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги, иногда в сочетании с девизом или эмблемой. Художественные экслибрисы представляют собой сложные произведения печатной графики.

ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС простой, часто единственно приемлемый метод сбора информации и проектного прогнозирования, привлечение экспертов для сбора фактических данных по рассматриваемой проблеме и определения тенденций развития проектируемого объекта на основе их профессионального опыта и интуиции.

Э.о. включает: выявление проектных задач, на которые могут повлиять ответы на вопросы анкеты; определение видов информации, имеющих значение для принятия проектных решений; определение категорий лиц, располагающих необходимыми видами информации; составление анкеты с учетом предполагаемой процедуры опроса и конкретной проектной ситуации (вопросы должны формулироваться так, чтобы опрашивамый мог на них ответить неуклончиво и однозначно: «да», «нет»); распространение пробной анкеты для проверки вопросов, вариативности ответов и метода их анализа; сбор ответов на анкету путем интервьюирования, рассылки анкет и т.д.; извлечение из ответов данных, наиболее полезных для дизайнера-проектировщика; обобщение и анализ ответов.

При отсутствии экспертов опрос может проводиться среди достаточно представительной группы заинтересованного населения, но с учетом возможной тенденциозности или тривиальности получаемых ответов.

ЭКСПЛИКАЦИЯ
- это часть подписи под иллюстрацией, объясняющая детали и части изображений.

ЭКСПОЗИЦИЯ - это параметр, равный по величине произведению освещенности на время действия света на светочувствительный слой и служащий количественной мерой поверхностной плотности оптического излучения, воздействующего на вещество. Освещенность, в свою очередь, зависит от способности источников света и оптики давать более или менее яркое изображение в плоскости светочувствительного слоя.

ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ЖЕСТ направленность, ориентированность каких-либо действий, художественных актов к показу, предназначенность к восприятию.

«В домашнем и храмовом, дворцовом и музейном восприятии Э.ж. спрятан авторитетностью этих учреждений, вплавлен в образ жизни их обитателей. Иначе в современном искусстве, реализующемся в выставочных пространствах. Здесь Э.ж. самоценен: он отделяется от экспрессивного, становится зримым, включается в художественное задание произведения. Э.ж. институционализируется в особый вид творчества, в культуре складывается комплекс ценностей, идей, связанных сугубо с экспозиционной активностью художников, критиков, зрителей. Без экспозиционного усилия выставка часто звучит вполсилы, но когда градус его повышается, выставки театрализуются, стягивая внимание на привнесенные в них экспозиционерами затеи» (О. Генисаретский).

Творчество проектировщиков средовых структур давно уже немыслимо без Э.ж. Объекты, расставленные проектировщиками в пространстве, слишком заметны, чтобы выполнять лишь чисто деловые функции; художественные лики творческих реализаций, хотя и создающихся в едином потоке духа времени, слишком разны, духовные связи с миром слишком разнообразны, чтобы художник мог позволить сегодня творить, не сознавая своей причастности к сфере экспозиционной жестикуляции.

ЭКПОНИРОВАНИЕ - это воздействие дозированного излучения регламентированного спектрального диапазона на светочувствительный слой.

ЭКСТЕНЗО - это перечень основных тем или внутренних заголовков главы (другого подраздела), помещенный перед ее текстом после заголовка.

ЭЛЕКТРОГРАФИЯ - это совокупность электрических способов формирования красочного изображения в репрографии с использованием материалов, чувствительных к электрическому полю.

ЭЛЕКТРОФОТОГРАФИЯ - это частный случай электрографии с использованием носителей, электрические свойства которых изменяются под действием излучения оптического диапазона. В качестве носителей применяют селеновые пластины, цилиндры, фотопроводящие бумаги и пленки, которые под воздействием света меняют свою электропроводимость.

ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ (IT) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного ЭД от  подделки, полученной в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ (IT) - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАЛЕНДАРЬ (IT).  Он предоставляет возможность использовать сетевой вариант компьютера для хранения и манипулирования рабочим расписанием управленцев и других работников организации. Менеджер (или его секретарь) устанавливает дату и время встречи или другого мероприятия, просматривает получившееся расписание, вносит изменения при помощи клавиатуры. Техническое и программное обеспечение электронного календаря полностью соответствует аналогичным компонентам электронной почты.

ЭМБЛЕМА
(лат., "emblema" - мозаичная работа; произошло от греч. "эмбаллейн" - бросать внутрь) - Сейчас под эмблемой понимается символическое изображение какого-либо понятия или идеи: например, якорь является символом надежды; "семисвечник" - иудаизма; голубь - символом мира. В геральдике эмблема определенным образом характеризует ее владельца; в религиозном искусстве предметы-символы окружают изображения святых. В спортивной символике - это "большой герб" клуба или команды (например, сборной страны).

ЭМУЛЬГИРОВАНИЕ КРАСКИ
- это образование эмульсии печатной краски с водой, вследствие попадания в краску увлажняющего раствора. Приводит к возникновению полос и разводов на оттиске, снижает его интенсивность и др.

ЭПИГРАФ -
надпись, помещаемая обычно на монументе, строении, статуе, надгробии, т.ж. специальный прием используемый в печатных СМИ.

ЭПАТАЖ -
вызывающее поведение, скандальная выходка, художественное высказывание, провоцирующее раздражительную реакцию целевой аудитории.

ЭПИГОНСТВО -
подражательная, лишённая творческой оригинальности деятельность в любой интеллектуальной сфере, в т.ч. в дизайне.

ЭРГОНОМИКА
(Human Factors). Эргономика (от греч. ergon работа и nomos закон) - научно- прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком.

ЭРГОДИЗАЙН - художественное проектирование объектов, формообразование которых определяется в первую очередь требованиями эргономики. К подобным объектам относятся пульты управления, оборудование рабочих мест и другие изделия, эффективность функционирования которых зависит от взаимодействия их с человеческим организмом.

В 60-е годы прошлого века этим термином определялись разработки отдельных дизайнерских школ, наибольшую известность среди которых получила деятельность чехословацких дизайнеров 3. Коваржа, М. Шиндлера, П. Шкарки и ряда других. В их творчестве эргономические требования послужили поводом к поискам «анатомического» формообразования; при этом для достижения наибольшего соответствия формы изделия антропометрии человека широко использовались слепки с соответствующих органов. Полученные в результате подобных поисков изделия (как правило это были ручные инструменты, рукоятки управления) отличались своеобразной формой, но эргономически оказались несостоятельными: рассчитанные на единственное положение руки, они быстро утомляли человека, не имевшего возможности изменить захват. В наше время подобный подход к формообразованию используется при проектировании объектов, рассчитанных на кратковременный тесный контакт с рабочим органом человека, например, фотоаппаратуры.

ЭСКИЗ
(франц. Esquisse - набросок). В изобразительном искусстве и дизайне: художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным наброском более крупной работы и воплощающее ее замысел основными композиционными средствами. Исполнению картины или дизайн проекта обычно предшествует целая серия эскизов, в которых художник (дизайнер) ищет или разрабатывает удовлетворяющую его структуру целого.

ЭСТАМП -
оттиск с гравировальной доски. Это то же, что и гравюра на дереве, металле, линолеуме или камне. Эстампы бывают чёрно-белыми и цветными. Доску с выгравированным рисунком делает художник. Затем он делает с неё рисунки-гравюры. И Эстампы в виде гравюр на дереве появились очень давно ещё в ХY веке. В отличие от картин, они стоили очень недорого и поэтому их могли покупать для себя люди небогатые. Эстампы украшали дома.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (в дизайне) (Эстетическое - от греч. aisthetes - ощущение, чувство.) - форма реального «самоосуществления» человека, способ практического предметно-чувственного утверждения его (как родового существа) в окружающем мире, средство формирования необходимых для общества качеств личности.

Человеку свойственна потребность не только познать объективные законы мира и представить их системно, как миропорядок, но и выявить его значение для развития личности, утвердив в нем себя всеми своими чувствами, проявить все свои творческие силы и насладиться их свободной игрой. Эта потребность в освоении мира и всего общественного богатства «субъективной человеческой чувственности» и есть потребность и способность эстетически относиться к окружающему миру.

Для понимания природы и сущности ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ важна мысль К. Маркса о том, что в процессе «очеловечивания вещей» они начинают «жить двойной жизнью». С одной стороны, они остаются полезными вещами, необходимыми для поддержания физического существования людей. Но над этими отношениями полезности, составляющей материальный фундамент общественной жизни, надстраивается собственно человеческое отношение, в котором вещи и вся природа утрачивают свою «голую полезность» и выступают как зеркало общественных отношений, человеческих способностей, идеалов, психологии и т.д. Благодаря чему «человек удваивает себя» и «созерцает самого себя в созданном им мире».

Такое понимание сущности общественной практики позволяет сформулировать понятие ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ человека к действительности, к предмету своего труда, как явления, при котором свойственные предметным комплексам, а тем более предметно-пространственной среде, качества получают соответствующую выразительную форму, а гармонически организованный в процессе деятельности архитектора или дизайнера продукт становится для человека (творящего и воспринимающего) утверждением его общественной сущности и его творческих способностей. Эту способность человека, учитывая объективные свойства предмета, в то же время утверждать «свою собственную сущность», К. Маркс связывал с творчеством по «законам красоты». Он подчеркивал, что «практическая универсальность» человека приводит к тому, что тот умеет производить по меркам любого вида и всюду умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты, т.е. творчество по законам самой действительности не противопоставляется творчеству по законам красоты, а указывает на новое качество, которое достигается при этом. В ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ, поскольку они являются одним из проявлений подлинно человеческого отношения к миру, человек присваивает себе свою сущность всесторонним образом, то есть как целостный человек. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ являются поэтому универсальным отношением человека к миру, а в эстетическом суждении проявляется вся мера культурной развитости индивидуума, с одной стороны, и культурного развития общества - с другой.

Фундаментальная социальная функция как архитектуры, так и дизайна утилитарно-практическая, и это касается всех их объектов, кроме, быть может, мемориальных сооружений. Для основной же массы произведений эстетическая сторона является как бы производной, хотя это вовсе не значит, что их эстетическая ценность - второстепенное свойство по сравнению с другими. Это означает лишь, что эстетическая деятельность надстраивается над фундаментальным и техническим решением, направленным на создание материальной среды для основных процессов жизнедеятельности человека и человеческого общества в целом.

Сказанное позволяет разделять виды ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: во-первых, те, которые обязаны своим происхождением эстетической деятельности, непосредственно вплетенной в материальную практику человека, и, во-вторых, возникающие как результат специфической эстетической деятельности, направленной на художественное отражение действительности. Эта последняя - одна из форм духовного производства, обособленного от материального, хотя опосредованно связанного с отдельными его отраслями (например, в архитектуре - со строительством, а в дизайне - с промышленным производством).

Эти виды ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ выступают как различные формы (и результаты) единой эстетической деятельности. Первый из них называют просто эстетическим - в нем преобладает чувственное выражение и оформление внутренней жизни предмета (его красота), второй - эстетически-художественным, так как в нем главенствует идейно-эмоциональный план, выраженный через художественный образ произведения искусства.

Различие этих форм в том, что в первом случае эстетической оценке подвергается самсоздаваемый объект: речь идет об ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ человека главным образом к существу проектируемого изделия или сооружения (правда, соотнесенного со всем богатством человеческих отношений). Во втором предметом ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ являются существенные стороны действительности, границы которых прослеживаются достаточно четко для каждого из видов искусства. Связанная с этим отношением художественная деятельность имеет целью познавательные и воспитательные задачи и даже задачи преобразования самой действительности. Охват деятельности может быть весьма обширным, в связи с чем в произведении искусства специфически интерпретируется широкий круг идей философского, политического, нравственного характера, что требует особой формы ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ и выражения, что делает искусство формой общественного сознания, имеющей огромное идеологическое значение. Сущность такого типа ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ и форма, в которой эта сущность выражается, взаимообусловлены - в их слиянии возникает художественный образ.

Искусство как вид ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, будучи связано с идеологией, значительно шире и богаче, чем сама идеология. Специфика искусства как формы общественного сознания заключается в художественно-образной природе отражения в нем реальной действительности, а также в том, что предмет искусства - это человеческая жизнь, многогранные отношения людей к миру и к самим себе, их переживания, то есть человеческая социальная сущность. Здесь и проходит легко преодолимая граница между различными «видами красоты» или «видами искусства», а точнее - различными видами ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ к предмету творчества. Относительная легкость перехода от «нехудожественного» к «художественному» характерна. Многие виды искусства рождались, вырастая из деятельности, которая поначалу не носит художественного характера (например, отдельные виды литературы, кинодокументы или фотография, которые могут быть и становятся художественными).

Иначе говоря, идейно-эстетическое (художественное) и формально-эстетическое (нехудожественное) освоение действительности - это лишь разные стороны единого процесса ее эстетического освоения.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ (в дизайне) - особое понимание сути объекта, возникающее в процессе его эстетического восприятия и переживания. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ носит объективный характер, но лишь в той мере, в какой эстетическая оценка совпадает с общепринятыми эстетическими нормами.

Создание ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ предметной среды является специфической задачей дизайнера. Однако положительная эстетическая оценка среды возникает лишь при ощущении гармонии между ее красивым обликом и ее рациональной организацией, способствующей решению основных экономических и культурных задач.

Требование вызвать у человека положительную эмоциональную реакцию (высокую эстетическую оценку) является важным прежде всего потому, что такая целостная оценка есть оценка подлинно человеческая, оценка с позиций культурного развития человека, при которой предмет эстетического отношения предстает перед ним не с одной стороны, а всесторонне.

Целостность предметной или пространственной среды складывается, таким образом, из многих черт, среди которых: целесообразность структуры, гармоничная связь всех ее элементов, своеобразие, использование конкретной природной ситуации и т.п. На характер эстетической оценки влияют многообразные связи человека с создаваемой им средой. Это приводит к разнообразию форм эстетической деятельности, образует различные типы эстетического отношения к этой среде, определяя ее ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ.

ЭТИКЕТКА
- чаще всего художественно выполненные, в большинстве случаев бумажные, определенного формата наклейки или кусочки картона (бумаги), на которых содержатся данные о товаре.

ЭТИКЕТОЧНАЯ БУМАГА
- это клееная или мелованная бумага, имеющая ограниченную деформацию при намокании, применяется для печатания этикеток.





Ю



ЮЗАБИЛИТИ
(Usability Engineering) - совокупность свойств инструмента, влияющих на эффективность его использования в конкретной предметной деятельности, и выражающихся в применимости данного инструмента, легкости его освоения и использования, воспроизводимости полученных навыков, в низкой частоте ошибок, в субъективном удовольствии. (Объектом приложения для software usability является программный продукт. Объектом приложения для web-usability является веб-сайт.) Это научно-прикладная дисциплина, служащая повышению эффективности, продуктивности и удобства использования инструментов деятельности.

ЮЗЕРПИК (IT) - cм. Аватар

ЮТУБ (IT) - интернет-сервис youtube.com. Также употребляется: тытруба, тюбик, тышланг.





Я



ЯЗЫК ФОРМООБРАЗОВАНИЯ -
используемая в процессе архитектурного и дизайнерского проектирования профессиональная «знаковая система», позволяющая придать отдельному предмету или их комплексу гармоничность и выразительность; средство соединения отдельных структурных элементов проектируемого объекта в целостную форму. Когда говорят о ЯЗЫК ФОРМООБРАЗОВАНИЯ, как правило, проводят параллели с «естественными» языками.

Всякий язык имеет алфавит - набор элементарных частиц, образующих все последующие смысловые и формальные сочетания языковых конструкций. Применительно к архитектуре и дизайну это элементы пространственной и объемной формы, которые обладают материальными и визуальными параметрами и свойствами, помогающими решению функциональных и эстетических задач, ибо они могут направлять и трансформировать (обслуживать) разного рода действия и движения, будучи в то же время объектами восприятия, т.е. носителями некоего информационно-художественного сообщения.

Но для того, чтобы «говорить» - обмениваться полноценной информацией - надо соединить элементы «алфавита» в более сложную языковую комбинацию, «элементы значимой организации объема и пространства». Это как бы следующий ход, аналогичный образованию так называемых мор фем языка. В дизайне и архитектуре это, очевидно, соединение пространства и массы в отдельные структуры, обладающие самостоятельной первичной формой, смыслом и выразительностью.

Это своего рода «слова», несущие относительно завершенное, но ограниченное сутью образных задач содержание: тяжесть, напряженность, целе- сообразность, неопределенность и т.д., переданные особенностями их формы и образованные специфическими профессиональными средствами (поверхности, объемы, их сочетания и визуальные характеристики). А потому лишенные возможностей «естественного» языка обозначать понятия в абстрактно логическом изложении. Но зато они «изображают» их реальностью формы, а потому являются стихийной первоосновой всего художественного формообразования. Как правило, эти «морфемы» имеют вид отдельных изделий или значимых (функционально завершенных) частей зданий и сооружений, обладающих и собственным смыслом, и способностью передавать в розного рода комбинациях новые, отличные от исходных, варианты и оттенки содержания.

Наконец, третья составляющая такого языка - специфическое соединение отдельных частей (форм) и образование (по аналогии) сложного языкового знака (синтагмы). Здесь происходит «складывание» отдельных частей языка - морфем - друг с другом за счет приложения закономерностей композиции к элементам архитектурной или дизайнерской формы .

В результате появляются комплексные художественные конструкции, суммирующие информацию элементарных форм и обозначающие крупные содержательные блоки, которые раскрывают принципы и цели художественного взаимодействия их эстетических слагаемых.

От того, как это происходит, в конечном счете ЯЗЫК ФОРМООБРАЗОВАНИЯ может быть, условно говоря, назван «жестким» или «мягким». В языках с мягкой структурой (в отличие от тех, где заранее устанавливается как осмысленный набор единиц алфавита, так и правила, по которым происходит их комбинирование), нет такой однозначной зависимости, как, например, в ордерных системах, модульных, типоразмерных и агрегатных конструкциях, что позволяет использовать их как бы в «индивидуальном» порядке, Представляется, что применительно к типообразным структурам объектов дизайна и архитектурной среды структурная модель таких объектов определяется с помощью двух иерархических взаимосвязанных уровней языка - на «верхнем» используется предельно мягкий язык метафор и других образных форм, на «нижнем» - жесткие приемы морфологических трансформаций, языки-конструкторы, конкретные формы реальных композиций и др.

Метафора допускает возможность выражения сложных аспектов мировоззренческого характера, что часто исключает использование наперед готовых языковых форм, а предполагает применение только тех единиц, из которых «высказывания» складываются особым образом, формируясь творческим проектным воображением. Иными словами на данном уровне поиск формы является процессом, который выходит за рамки логического структурированного мышления, то есть осуществляется без обращения к средствам «жестких» языков.

Надо только помнить, что при анализе знаковых систем формообразования в искусстве нельзя напрямую калькировать нормы и структуры «естественного» языка, т.к. «языки» конкретных форм искусства и дизайна в т.ч. теснейшим образом привязаны к специфике передаваемого ими художественного содержания.

ЯПОНСКИЕ ПАНЕЛИ
(инт.) - системы панельных штор имеют ширину панелей от 50 до 100 см и служат не только солнцезащитным средством, которое легко устанавливается в оконные проемы на кронштейнах или потолочных клипсах, но и средством разделения пространства. Управление может быть веревочным или ручным, также возможно и электрическое управление. Панели могут собираться справа, слева, в центре, а также симметрично по обеим сторонам карниза. От других типов штор их отличает минимализм, сдержанность и лаконичность.

ЯРКОСТЬ КРАСКИ
- это отношение количества отраженных краской лучей к количеству падающих.

ЯРКОСТЬ ЦВЕТА - это величина, характеризующая плотность светового потока, отраженного окрашенным предметом в направлении наблюдателя.

ЯРЛЫК - это листовое издание, содержащее основные сведения о товаре и предназначенное для наклейки на короб или оберточную бумагу.

ЯРЛЫКИ - или ценники на бутылки, одежду и др. товары, решая задачи информационные ( цене товара, название товара ), являются также элементами фирменного стиля производителя или проводимой рекламной кампании. При изготовлении ярлыков кроме печати часто используют такие элементы отделки как УФ-лакирование, фигурная высечка, тиснение фольгой и др.

ЯРУС - один ряд над другим (этажей, лож, кресел в зрительном зале, балконов и др.).

ЯЧЕЙКА - это:
1. Мельчайший печатающий элемент формы глубокой печати, образованный растром.
2. Мельчайший углубленный элемент растровой структуры анилоксного красочного валика.

ЯХА (IT) — cм. Яху.

ЯХУ (IT) — поисковая система Yahoo (yahoo.com). Также употребляется: яха.

ЯША (IT) — российская поисковая система Яндекс (yandex.ru). Также употребляется:  тындекс (редко).





© Москва, 2013-2015
Все права защищены. В случае перепечатки материалов сайта, ссылка на источник обязательна.