ДАДАИЗМ. Модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, дизайне, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Существовало с 1916 по 1922 г.
ДАЙДЖЕСТ - это издание, в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период.
ДВОЙНИК - это неразрезанный блок, содержащий по высоте два одинаковых экземпляра издания. Двойник применяется при печатании малоформатных книг и брошюр. Блок может содержать и более двух экземпляров издания. При расположении по высоте трех, четырех и более экземпляров, блок именуется соответственно: тройник, четверник и т.д.
ДВОЙНАЯ ЛИНЕЙКА - это наборная линейка, дающая отпечаток в виде двойной линии.
ДВП - древесно-волокнистая плита. Весьма распространенный материал в производстве мебели. Основное применение - задние стенки шкафов и мягкой мебели.
Изготавливается из тонкоизмельченной и расщепленной волокнистой древесной массы путем отливки из нее плит, их прессования и сушки. В качестве сырья используется любая неделовая древесина, отходы деревообработки, макулатура и растительные материалы (тростник, солома, костра и др.), а также гидрофобизирующие и антисептические добавки. Прочность плиты достигается использованием карбамидных и др. смол. Поверхность может быть гладкой, рустованной в полоску или в клетку, а также с перфорацией, что придает ДВП высокие потребительские качества.
Бывает:
сверхтвердая толщиной 3-4мм, плотностью 950кг/куб.м;
твердая соответственно 3-6мм, более 850кг/куб.м;
полутвердая 4-8мм, более 400кг/куб.м;
изоляционно-отделочная 8-25мм, 250-300кг/куб.м;
изоляционная 12.5-25мм, до 250кг/куб.м.
ДВУХСТОРОННЯЯ ПЕЧАТЬ - это печать на двух сторонах (листа, полотна) материала.
ДЕЗИГН (IT) - Дизайн. Обычно применятся в отношении дизайна конкретного сайта. В Понятии же «(Веб) дизайн вцелом» используется довольно редко. Также употребляется: Диз.
ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок), обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 - нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал «Декадент», 1886-89; см. Символизм). Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти».
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ направление в архитектуре, еще одна, вслед за постмодернизмом, протестная реакция на архитектуру «международного стиля», созданную В. Гропиусом, Ле Корбюзье, Мисван дер Роэ и их наследниками.
Рождение ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА как стиля произошло 22 июня 1988 года в Музее современного искусства (Нью-Йорк) на выставке «Деконструктивная архитектура», организованной Ф. Джонс оном. Вдохновляясь образами супрематизма и советского конструктивизма 1920-х годов, деконструктивисты на смену идеалам архитектурной гармонии, цельности, ясности предлагают формальную дисгармонию в сочетании со смысловым разломом и тайной. Среди ДЕКОНСТРУКТИВИСТОВ выделяются группа Химмельблау, 3. Хадид, Р. Колхаас, П. Эйзенман, Д. Либескинд и Б. Чуми. Д. - это еще одна попытка нового синтеза живописи, скульптуры и литературы с архитектурой. Совершить акт «деконструкции» - значит обнаружить скрытую логику отношений между смыслом и его выражением.
П. Эйзенман говорит о своей архитектуре как о «смещении» форм, пространств, материалов и, конечно, смыслов. Тактика смещения подчинена генеральной стратегии «неопределенности» или «ослабления формы», т.е. созданию такой формы, которая не имеет устойчивых связей с историей, программой, контекстом и другими жесткими параметрами. В отличие от «сильной», «слабая форма» позволяет любое странное и необычное истолкование. Идеология ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА выражен а мыслью П. Эйзенмана: «Я против тех, кто ищет вечной правды в архитектуре или предается ностальгии по архитектурному прошлому, а тем самым убивает архитектуру».
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Ещё в древние времена люди стремились украсить свой быт - украшали узорами глиняную посуду, вырезали красивый орнамент на рукоятке ножей. Мастера древней Греции славились умением делать украшения из золота. В России долгими зимними вечерами мастерили игрушки и посуду из глины и дерева, вышивали узоры на полотенцах и скатертях, плели причудливые кружева. Дома нас окружают различные предметы, которые нужны нам для разных целей - вазы, скатерти, подсвечники, посуда, заколки для волос. Если эти предметы побывали в руках художника и он украсил их узором или орнаментом, то эти предметы называют произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное - значит украшенное, а прикладное - значит то, к чему приложено умение делать что-то руками.
«ДЕЛЬФЫ» МЕТОД (Дельфийская техника) - индивидуальное анкетирование мнений экспертов с целью выявления преобладающего суждения специалистов, исключающее прямые дебаты и позволяющее экспертам оценивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег.
«Д.»м. реализует через обратные связи мнений системный подход к коллективному мышлению, «снимая» случайные влияния психологических факторов. Используется при сборе уникальных данных, затрагивающих профессиональные проблемы, при экспертизе, определении приоритетов и других действиях, требующих специальной квалификации.
ДЕКОРАТИВНАЯ БУМАГА - это бумага, имеющая окрашенную гладкую крепированную поверхность или поверхность, имитирующую бархат, мрамор, кожу, полотно.
ДЕНГЛЕРЫ или Т-ДЕНДЛЕРЫ - это цельнокройный вобблер, содержащий ножку в виде буквы <Т> для крепления к стене и картинку(подвеску).
ДЕНСИТОМЕТР - это прибор, предназначенный для измерения оптических плотностей при отражении (на оттисках и фотографиях) и при пропускании света (на негативах и диапозитивах). Конструктивно различают денситометры, работающие только в отраженном свете, только в проходящем свете и универсальные. Денситометры могут быть настольными или переносными (карманные).
«ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» - способ упорядоченного прогнозирования комплекса проектных и научных задач, основанный на построении многоуровневых схем, последовательно охватывающих все необходимые сферы предполагаемой деятельности — от общих целей, ключевых направлений и блоков до частных задач, требующих индивидуального решения.
«Д.ц.» используется при необходимости комплексного рассмотрения элементов проектной деятельности и пооперационного планирования исследований, связанных с решением конкретной проблемы, а также для увязки отдельных целей проектирования с действиями, которые необходимо предпринять в настоящем. Последовательность методической работы состоит в том, чтобы выявить общую цель, определить основное направление работ, выделить группу частных задач и построить общую схему «дерева» с учетом характера целей и работ в виде графических изображений и текстовых пояснений.
ДЕФИС - это знак в виде короткой черточки, применяемый для соединения частей сложных слов, пишущихся по орфографии через дефис.
ДЕШИФРИРОВАНИЕ (IT) - процесс преобразования закрытых данных в открытые при неизвестном ключе и/или алгоритме.
ДЖАЗ - явление музыкальной культуры XX века, олицетворяющее его стремительность, энергию, пульсацию, страсть, непредсказуемость.
ДЖАЗ как художественное явление сродни дизайну, открытому проектированию, соединяет осмысленную постановку творческой задачи с импровизационным характером исполнения. Джазовое произведение можно рассматривать как проявление средового дизайна, организованную во времени звуковую структуру, характерную определенной ритмической, фактурной, колористической организованностью.
ДЖАЗ, подобно современной архитектуре, продукт свободного, многообразного соединения различных музыкальных жанров (от народной и популярной музыки до духовных песнопений), национальных культурных и профессиональных традиций. Музыкант джаза, как современный художник, работает не столько с сюжетом произведения, сколько с музыкальной формой, звуком, его фактурой, предельно расширяя звуковую палитру, возможности инструментов, открывая новые звучания и ритмы. Среди современных архитекторов наиболее близки по характеру творчества к джазу Ч. Мур и Ф. Гери.
«ДИАГРАММЫ ИДЕЙ» способ представления информации о явлении, предмете, проектном предложении в виде диаграмм, графиков, схем.
Обеспечивает наглядность связей компонентов и целого в информационной модели, облегчая творческий процесс, опирающийся на зафиксированные в графических материалах перечисления идей и сведений разного уровня и типа (широких областей, подобластей, более мелких рубрик и т.д.).
ДИАЛАП (IT) - Устаревшая технология медленного модемного dial-up соединения по телефонной линии.
Также употребляется: диалуп, дайлап, дайлапа, дайлапу.
ДИАЛОГ В ДИЗАЙНЕ характерная черта современного проектного мышления, учет в проектном высказывании возможных реакций потребителя.
Проектный «монолог», как способ самовыражения автора, лишает проектировщика объективности, провоцирует его на нравоучительство, насильственное насаждение собственных вкусов, осуждение тех или иных норм потребления в угоду новым и не всегда оправданным. Тогда как диалог дисциплинирует сознание дизайнера, возвращает к реальности, прибавляет жизненной трезвости. Диалоговое проектирование не лишает дизайнера права на выражение собственных представлений, но направляет их в русло взаимного творчества с теми, для кого осуществляется дизайнерская акция.
ДИАМАНТ - это шрифт, кегль которого равен 4 п. (~1,5 мм).
ДИАРЕЯ (IT) - сервис блогов diary.ru
ДИЗ (IT) - см. Дезигн.
ДИНАМИЧЕСКИЙ ДИАПОЗОН - это показатель технических возможностей сканеров, характеризующий интервал оптических плотностей, который воспринимается сканером.
ДИСПЕНСЕР - это рекламный мини щит с объемным карманом для информационных материалов (листовок, визиток и т.п.). Диспенсер изготавливается путем кашировки лайнера на толстый картон с лицевой и/или оборотной стороны. Диспенсер высекается таким образом, что карман путем переворота служит ножкой для диспенсера.
ДИСПЕНСЕРЫ - предназначены для раздачи рекламных или презентационных материалов. Обычно состоят из панели, отражающей суть рекламного предложения, и кармана для небольших листовок или буклетов с подробной информацией. Для устойчивости с обратной стороны имеется ножка. Виды диспенсеров: цельнокройные, с приклеенным карманом, с приклеенным блокнотом и комбинированные. Основой диспенсера чаще всего служит переплетный картон толщиной 1,5-3 мм, на который приклеивается тонкий картон или бумага с красочным изображением.
ДИСПЛЕИ - это широкий спектр объектов, предназначенных для рекламирования товаров и услуг. Условно их можно разделить на несколько видов: дисплеи-панели (см. Постеры), дисплеи с реальными объектами, дисплеи-сэндвичи (шоу-карды, хард-постеры, пан-карды), дисплеи-фигуры (или боди-стенды), дисплеи-витрины (стенды).
ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
ДОЛЯ ЛИСТА - это часть отпечатанного листа, образуемая при его сгибании (фальцовке) в несколько раз и определяющая размер страницы - формат издания.
ДОМИНАНТА - (лат. dominans, dominantis) - господствующий. Доминировать - господствовать, преобладать; возвышаться (над окружающей местностью). В графическом дизайне - самый активный, контрастный элемент в композиции листа.
ДОПЕЧАТНЫЕ ПРОЦЕССЫ (pre-press) - это все стадии полиграфической технологии, связанные с подготовкой издания к печати (набор, цветоделение, обработка текста и изображений, раскладка полос на печатном листе) до изготовления печатной формы включительно.
ДРОБЛЕНИЕ - это дефект, аналогичный двоению печатных элементов на оттиске. Дробление возникает при избыточном давлении между офсетным и печатным цилиндрами. При дроблении изображение печатающего элемента на оттиске получается двойным (с небольшим смещением) или смазывается и деформируется в форме «огурца».
ДСП - древесно-стружечная плита. Самый распространенный материал в производстве мебели. Изготавливается путем горячего прессования пластинчатой грубодисперсной стружки, получаемой из отходов деревообработки и неделовой древесины любых пород, и введения термореактивной смолы (мочевино-формальдегидной, фенольной и др.) и гидрофобизирующих, антисептических и других добавок. Хорошо обрабатывается, но требует режущий инструмент высокой твердости. Толщина плиты 10-25мм.
Для применения в мебельном производстве ДСП имеет также декоративное покрытие из пленок, шпона, бумажно-слоистого пластика (ламината) и лака. Часто внешние слои более плотные, из мелкодисперсной стружки. Водостойкая ДСП на срезе имеет характерный зеленоватый цвет.
Так как связующее вещество содержит фенол, для обеспечения безопасности в изделиях из ДСП не допускаются открытые торцы плит, они должны быть окрашены, оклеены или загерметизированы любым другим способом.
ДИЗАЙН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИЗАЙНА. принятое в 1964 году международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге: "Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя."
ДИЗАЙН (Design) - это партнерство между творческой мыслью и элементами, которые входят в визуальный язык.
ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект. ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ - целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики. Теоретическим обоснованием работы над ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЕЙ стали положения о проблематизации задания н а проектирование (его проблемном восприятии, нацеленном на объективную оценку сложившегося и ожидаемого положения дел и выделение в жизни объекта противоречий - проблем, - ведущих к его перспективному развитию) и тематизации возможных подходов к его решению), выявление и отбор путей разрешения противоречий, отнесенных к реальным компонентам, пространственным уровням, системам функционирования или оснащения рассматриваемого объекта).
Эти этапы проектного анализа сравнимы с привычными приемами последовательного аналитического изучения подлежащего проектированию объекта, которое помогает понять пути решения проектной задачи. Отличие состоит в том, что для сложного дизайнерского объекта оба этапа связаны непредсказуемым образом и составляют в целом самостоятельный творческий раздел проектной работы, не имеющий аналогов в традиционных видах проектирования. Как правило, стоящие перед дизайнером проектные задачи, не имея проверенных временем прототипов, допускают разные варианты их решения - как в части функциональных технологий, так и в области декоративно-пластических поисков. Поэтому ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ, изучая сравнительные достоинства этих вариантов, рассматривая перспективность их реализации в свете выявленных во время анализа задания функционально-эстетических проблем, вырабатывает своего рода пред проектную идею будущего решения, формулирующую принципы работы.
Часто в виде нетривиального суждения, метафоры, нацеливающей проектировщика на дальнейшие действия. Таковы «самоформирующиеся» надувные кресла Г. Пеше, «летающие» элементы освещения Ф. Старка, соединяющие в оригинальной дизайн-форме казалось бы несовместимые подходы к предметной организации среды. Еще большую роль играет ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ в объектах сверхкрупных, особенно передовых. Таков, например, новый комплекс МГУ им. М.В. Ломоносова, который должен стать маяком организации университетского образования в стране, - как сплав уникального и обыденного, устойчивости целей и динамики оснащения, традиций и нововведений, свободы общения и соблюдения правил, т.е. всего многообразия форм жизнедеятельности, объединенных высшей целью - постижением системы знаний мирового уровня. Все это делает среду такого университетского комплекса весьма непохожей на другие городские структуры, требует выработки общих принципов ее формирования. Для чего необходимо:
- определить параметры и характеристики самого объекта, представить его как закономерно организованную систему разного типа средовых ком патентов;
- выявить возможные средства архитектурно-дизайнерского формирования того или иного архетипа среды;
- рассмотреть пути минимизации набора этих средств;
- составить ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ формирования с их помощью полноценных потребительских характеристик среды нового комплекса МГУ, представив ее как своеобразный алгоритм дальнейшего проектирования.
Основная посылка концепции - несовместимое, казалось бы, сращение представлений об уникальности, обособленности будущего комплекса в ряду территорий столицы, с одной стороны, и неразрывности, слитности «страны знаний» и окружающего, пронизывающего ее большого города, с другой, - выражена метафорой «ансамбль в городе», ставшей девизом дальнейших размышлений. Обеспечить художественный «суверенитет» комплекса призвано выполнение двух условий: университетский городок должен выделяться в данной части города архитектурной композицией и своеобразием дизайнерских решений. Причем черты последних на этой стадии еще не имеют конкретики, это дело последующих этапов работы, а пока идет выработка условий их поиска. Первая часть положений определила условную «номенклатуру» материальных носителей дизайнерских идей. С одной стороны, это функционально-пространственные единицы, которые наиболее ярко отражают характерные черты университетского образа жизни, - зоны свободного общения (форумы, аудитории, залы собраний, холлы) - и коммуникационные русла (эспланады, пассажи, рекреации) разного ранга и назначения. С другой - это собственно произведения дизайна, интегрированные в пространно-смысловых узлах средовой ситуации в единые индивидуализированные «сообщества», где вокруг уникальных комплексных установок, совмещающих несколько функций (оборудование, информация и пр.), комбинируются «стандартные» для университета элементы моно-функционального обустройства.
Вторая часть положений ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ носит более проективный характер и говорит о желательности тех или иных свойств предстоящих дизайнерских решений (своего рода навязывание будущей среде определенных ограничений). Эта часть концепции в конечном счете определяет «фирменный стиль» комплекса, выдвигая в качестве особых условий дизайн-проектирования:
- необходимость постоянного обновления и смены технологии выработки и репродуцирования научных знаний, соответственно перманентной реконструкции всей материальной (предметной) базы университетского дизайна;
- скрупулезный учет местных природно-климатических условий на мак рои микроуровнях в качестве основы утилитарно-технических обоснований ряда проектных предложений и активное включение элементов при родной среды в структуру комплекса, что формирует специфическую атмосферу его помещений и территорий и способствует оптимальной организации главных компонентов комплекса - зон свободного общения;
- отказ от визуальных и социальных стереотипов «международного стиля», навязанных нашей жизни некритическим воспроизводством общепринятых технологий, обращение к национальным традициям композиции и декора предметно-пространственных систем.
Таким образом, положения ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ реализуются через структурную организацию объекта в процессе его «идеального» формообразования. Иначе говоря, ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ не должна предлагать реальные проектные решения, хотя при ее разработке вполне может быть использована методика составления экспериментальных или альтернативных проектов либо иллюстрирующих ее положения, либо выдвигающих (в ходе сравнения) новые идеи, поскольку разработка собственно дизайнерского проекта, особенно сложного или крупного объекта - это ряд самостоятельных актов проектирования, лежащих за рамками концептуальных разработок, даже если их отдельные черты войдут в окончательный проект.
ДИЗАЙН-ПРОГРАММИРОВАНИЕ - соединение в целостный процесс мер по реализации проектно-художественной идеи (дизайн-концепции! сложного дизайнерского объекта с привлечением соисполнителей разного профиля и квалификации. Завершается составлением дизайн-программы - директивного и адресного документа, определяющего комплексный по ресурсам, исполнителям и срокам заданий план мероприятий, которые обеспечивают эффективное использование методов и средств дизайна при создании проект а и освоении его в производстве.
В широком смысле ДИЗАЙН-ПРОГРАММИРОВАНИЕ - выражение целостного отношения к предметному миру (в том числе эстетического), одно из проектных средств реализации особого проектного метода - комплексного проектирования.
ДИЗАЙНЕРСКИЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ - форма психического отражения действительности при проектировании, опирающаяся на представления и образы. ДИЗАЙНЕРСКИЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ содержательно характеризуется тремя основными качествами:
1) личностью автора проектных решений;
2) точным ощущением функциональности объекта проектирования, необходимости того, что создается;
3) ощущением культурной предметно-пространственной среды, в которой создается эта необходимость, а также контекста существования будущего объекта.
ДИЗАЙНЕРСКИЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ связан с промышленным способом реализации проектных замыслов, знанием технологии. Поэтому необходимо особое внимание к эстетическим качествам индустриальной формы как мощному фактору художественно-эстетического воздействия на человека, выработка специфического индустриально-эстетического мироощущения, влияющего на создание объектов дизайна, где индустриальная форма - не только средство решения традиционных проблем, но и самоценная художественная реальность.
ДИЗАЙНЕРСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта. Основные рабочие категории дизайнерского (художественного) проектирования - образ, функция, морфология, технологическая форма, эстетическая ценность. Проектирование вообще - процесс создания, описания, изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами, оно осуществляется в том или ином языке, в терминах и структурах которого обосновывается принципиальная возможность осуществления объекта и строится выходной текст проекта (его рабочая документация). Дизайн как вид художественного проектирования объединяет научно-технический и художественно-образный подходы к построению модели будущего объекта и способа ее описания. На всех этапах дизайн-процесса самым важным является поиск, формирование и следование проектному образу. Осуществление идеи создания целостного объекта требует глубокого знания основных законов и тенденций развития экономики, производства, потребления, а также понимания духовных запросов общества. Поэтому ДИЗАЙНЕРСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ базируется на научных основах моделирования объекта, которые применяются в других областях бщественной деятельности, объединяя научные принципы с художественными в проектном образ е.
Творческая суть художественного проектирования (дизайна) состоит в «образном схватывании», прояснении и воплощении жизненных ценностей. Основой является проектное воображение (как базовая профессиональная способность): взаимосвязь процессов мышления, направленных на выявление исходных ценностных ориентиров, основных формообразующих факторов и проектных образов будущих дизайнерских объектов. При этом синтез факторов формообразования не есть механическая сумма требований к объекту - это система, в которой от места и роли отдельных факторов (условий) зависит общий подход к процессам формообразования.
ДИЗАЙНЕРСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ изначально возникло как при внесение в утилитарный объект художественного начала, улучшающего его потребительские свойства. Образные характеристики здесь - цель второго и даже третьего (после гармонизации) порядка. Больше того, множество предметов, вещей, явлений, отработанных дизайнерски, вообще не в состоянии приобрести черты художественного образа сами по себе, вне контекста потребления либо вне связи с другими архитектурными и дизайнерскими формами данного средового комплекса. Подвластный дизайну мир конкретностью назначений, ограниченностью масштабов, целеустремленностью форм как бы завершает художественный поиск собирательным предметным образом и задачами гармонизации и очень редко позволяет дизайнеру создать художественный символ. И дело не в уникальности или массовости дизайнерских решений или изделий, а в характере средств передачи идейного содержания. Поэтому неслучайно многие современные объекты архитектурного творчества в век массового тиражирования, например жилых построек, практически относят к сфере дизайна.
Однако с увеличением масштаба осваиваемой дизайнером системы наблюдается переход от единичных зданий к комплексам и далее - ко всей совокупности предметных и пространственных слагаемых проектируемой целостности. Другими словами, здесь набор подлежащих проработке форм позволяет реально стремиться к художественному образу как цели, и вопрос лишь в выборе путей ее достижения. Таким образом, вовлечение в ДИЗАЙНЕРСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ все большего количества компонентов переводят его в новый ранг проектной деятельности, архитектурно-дизайнерское (средовое) проектирование. Причем архитектор-дизайнер в своей работе оперирует не только специфически архитектурными средствами - пространством, конструкцией, пластикой детали, но и волен к этой системе средств добавить любые другие составляющие среды и, более того, некоторые из них (в том числе визуальные коммуникации, рекламу, поток машин, оборудование и т.д.) сделать ведущим зрительным компонентом «своего» художественного образа. Самое главное для него - понимание феномена «проектной культуры», для которой важно, что образ жизни людей образен в том же смысле, в каком образными качествами наделены дизайнерские объекты и произведения искусства. При этом проектное воображение как бы пронизано ценностной интонацией и через это связано с художественной культурой в целом.
ДИЗАЙНЕРСКАЯ (функционально-прагматическая) и ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (эмоционально-образная, архитектурная) ИДЕИ - диалектическое противопоставление и единство содержательных задач дизайнерского проектирования, необходимые для появления их синтеза - образа произведения дизайнерского искусства.
Оригинальность, неповторимость облика конкретных форм дизайнерского решения имеет двойную природу. С одной стороны, в их основе лежит «содержательная» самобытность, вытекающая из свежести, новизны дизайн-концепции, интегрирующей в единое целое непривычное функциональное решение и неизвестные ранее потребителю предметно-пространственные условия его реализации. С другой, индивидуальные черты могут иметь «поверхностный» характер, который определяет «формальная» оригинальность, как бы наложенная на содержательную концепцию, даже если та не несет существенных элементов новизны. Для художника второй тип оригинальности, использующий чисто художественные возможности, которыми располагает автор вне связи с практической основой его произведения, особенно привлекателен. Тем более, что многие его приемы вполне применимы для усиления идейного и эмоционального воздействия объектов с самобытными принципами предметно-пространственной организации.
Поэтому, например, в становлении архитектурного произведения, всегда главенствует архитектурная идея (Х.и.) - предложенная автором система организации пространственных переживаний, в целом отвечающая требованиям организации данного функционального процесса.
Аналогично в проектировании предметных и графических комплексов ведущую роль играет их формообразующая художественная (эмоционально-образная) идея, определяющая самобытность и результативность эстетических исканий автора.
Однако Х.и. в дизайне не может существовать без своего «антипода» - дизайнерской идеи (Д.и.), технического (функционального, социального} принципа разрешения наметившихся в средовой ситуации противоречий, которая является прагматической базой смысло-образования в дизайне.
Так инженерные системы вентиляции и освещения подсказывают принципы планировки подземных пространств, визуальные коммуникации разрешают проблемы ориентации в среде, способы соединения мотора (движителя) и рабочих органов диктуют формы разного рода механизмов и т.д. Исходные противоречия могут быть «глобальными», общими для всех видов предметной и пространственной среды (перемещение людей и грузов, природно-климатические условия), могут быть специфическими (смена декораций в театре, сочетание искусственного и естественного освещения при въезде и выезде из тоннеля), организационными (разделение потоков приезжающих и убывающих пассажиров на вокзале) или техническими (внедрение компьютеров в бухгалтерский учет). Но в любом случае дизайнерский подход начинается с утилитарно-прагматического решения реальных жизненных проблем - за счет механизмов, организации процессов, новых технологий, материалов и т.д. он призван облечь эти решения в эстетически целесообразную форму, согласованную с производством, функцией, окружением и ожиданиями потребителя.
Д.и. как категория проектирования существует на трех уровнях:
- дизайн-процесса (снять диском форт отдельных стадий, сделать необ ходимое приятным, облегчить трудное, внести радость и удовольствие и т.д.) - осуществляется как концепция, «флаг» решения;
- пространственного дизайна (организация места для процесса не зависимо от его выразительности и затем преобразование получившегося в «новую выразительность») - формализуется в синтез пространственных и технологических предложений по реализации концепции;
- дизайна предметного комплекса, который выглядит как формирование совокупности, системы раздельно существующих дизайнерских идей разных приоров и устройств, подчиненной общей для всех стратегии совместного существования и использования.
На тех же уровнях в проектировании присутствует и Х.и.:
- при оценке предложенных для реализации процессов как эмоционального содержания данной формы деятельности;
- при реализации заданного процессом эмоционального содержания в пространственных формах;
- при детальном уточнении характеристик эмоционального климата среды, отраженном в образах элементов наполнения.
Потому в дизайнерском творчестве все время идут рядом: Д.и. - как принцип решения функционально-технологических задач; Х.и. - как эмоционально-эстетическая конструкция отвечающих процессу дизайнерских форм и образ произведений дизайнерского искусства, соединяющий Х.и. и Д.и. в одно целое через личное отношение потребителя к среде.
ДИЗАЙН ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ направление современного дизайна, порожденное острой эмоциональной реакцией на общечеловеческую экологическую ситуацию, близкую к катастрофической, и охватившее человеческую цивилизацию потребительское «безумие».
Бездумному стремлению к безграничному производству все новых товаров и услуг и формированию все новых потребительских инстинктов Д.д.в. противопоставляет принципы соизмерения потребностей с глобальными проблемами выживания человечества, с нормами складывающейся культуры выживания. Таковы так называемые «бедный дизайн» Италии, «экологический дизайн» Германии. Д.д.в. в России, помимо обще-экологической ситуации, активно учитывает особенности отечественных реалий: отсутствие полноценного производства, необходимых материалов и технологий, нищенский уровень потребления, неорганизованную на всех уровнях жизни среду. Для Д.д.в. характерны: работа с отходами человеческой деятельности, оздоровление среды, возвращение ей природных качеств; работа с конкретными ситуациями в рамках реальных возможностей, стремление не создавать новых деформаций в отношениях человека с миром. Области применения Д.д.в.: дизайн бытовых предметов (мебель, светильники, функциональные приспособления), станковый дизайн (скульптура, пространственные композиции), экспозиционный дизайн.
ДИЗАЙН УПАКОВКИ - процесс проектирования, или оформления упаковки продукта в соответствии с утвержденными визуальными константами торговой марки бренда, к которому относится продукт. В широком смысле - самостоятельная художественная дисциплина со своими законами, историей и канонами.
ДОМИНАНТА - (лат. dominans, dominantis) - господствующий. Доминировать - господствовать, преобладать; возвышаться (над окружающей местностью). В графическом дизайне - самый активный, контрастный элемент в композиции листа.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЦВЕТ (Complementary Color) - это противоположные цвета на цветовом круге. Дополнительные цвета в дизайне могут увеличивать и усиливать воздействие внешнего вида объекта, который дизайнер старается выделить цветом.
ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок), обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 - нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал "Декадент", 1886-89; см. Символизм). Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, "воли к власти".
ДТКЗ - аббревиатура от «Для Тех, Кто Знает».
ДТКП - аббревиатура от «Для Тех, Кто Поймет».
ДУПЛЕКС - это добавление 2-го цвета в одноцветное изображение.
ДУХ ВРЕМЕНИ - ощущение, которое дается нам в процессе восприятия совокупности качеств, отличающих конкретный исторический момент от предыдущих. ДУХ ВРЕМЕНИ проявляется как на уровне фундаментальных, философских, мировоззренческих откровений, научных взглядов, так и в характере инженерных, архитектурных решений, но прежде и раньше всего в продуктах художественной деятельности, в характере поведения людей, в моде, в стиле существования молодежи, в самых рядовых мелочах проявления жизни.
Художники XX века, пытаясь точнее определить качества духа своего времени, открыли новые жанры творчества: коллаж, материальный подбор, ассамбляж, инсталляцию, перформанс, искусство экспозиции; джаз, рок, конкретную музыку.
XX век породил новые виды искусства, возникшие на почве новых технологий: кино, телевидение, компьютерное, синтетическое шоу - творчество с использованием многообразных зрелищных технологий. Показательная для этого времени быстрая смена качественных характеристик образа жизни привела к появлению множества новых видов деятельности, новых профессий, прежде всего дизайна. Дизайнер является носителем сознания нового типа, связанного с необходимостью ощущать ДУХ ВРЕМЕНИ и понимать структуру сегодняшнего социума. Такой тип мышления дает дизайнеру теоретическую возможность охватывать своим творчеством широкую сферу объектов - от отдельной вещи до структур предметно-пространственной среды, от проектирования рекламы до влияния на такие социальные процессы, как покупательский спрос или ход избирательной кампании. Наше время формирует особый тип человеческих отношений с миром с помощью проектного мышления, позволяющего адекватно оценивать реальные ситуации, намечать альтернативные пути решения возникающих проблем, осмысленно выбирать путь, соответствующий возможностям личным и общественным. Для проектной деятельности ДУХ ВРЕМЕНИ является ориентиром и предпосылкой творчества.