В данном разделе мы постарались, по максимуму, отразить терминологию,
применяемую в дизайне, полиграфии, изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве,
искусствоведении, фотографии, WEB, IT, рекламе и маркетинге....
Но, не факт, что присутствуют все термины....
Общими усилиями, словарь постоянно дополняется, и если Вы обнаружили, что какого-то значения нет,
то предлагаем помочь нам, через форму обратной связи, прислав недостающую информацию....
Заранее благодарим)))))
A



ABORT - прекращать, прерывать, завершать. Сообщение системы с предложением досрочно прекратить выполнение процесса, задачи, команды или операции, например, из-за ошибки.

ABOUT - стандартный пункт меню Help (Помощь) программ Windows, выводящий на экран краткие сведения о продукте.

АBUSE
- жалоба на сайт. Также употребляется: абуз, абуза.

ACCOUNT (Аккаунт) - это пара "имя и пароль", позволяющая войти на сервер. ​Очень часто используется для серверов под "Unix". Примерным ​синонимом является логин, но в отличие от последнего аккаунт ​обозначает ещё и сам факт получения соответствующих прав.

ACTIVEX - программный компонент, который может быть встроен в веб-страницу, для обеспечения дополнительных функциональных возможностей, например, анимацию изображений, вычисления в электронных таблицах и т.д. Также употребляется: Актив-икс.

ADSL (англ. Asymmetric Digital Subscriber Line - асимметричная цифровая абонентская линия) – наиболее популярная модемная технология серии xDSL, превращающая стандартные абонентские телефонные аналоговые линии в линии высокоскоростного доступа. Для этого используются сплиттеры - устройства, устанавливаемые на телефонные кабеля для разделения сигнала на «телефонный» и «модемный». DSL модемы устанавливаются на обоих концах телефонной линии: один модем устанавливается у абонента, а другой - на телефонной станции.

Технология ADSL обладает рядом преимуществ. Например, для ее реализации нет необходимости прокладывать дополнительные кабели до абонента - при наличии дома стационарного телефона вы вполне можете подключить эту услугу и выходить в Интернет. Скорость входящей передачи данных при этом составляет до 6-8 Мб/с, исходящей – до 1 Мб/с. Подобная ассиметричная технология идеально подходит и для локальной сети (LAN). При организации таких соединений пользователи обычно получают гораздо больший объём информации, чем передают.

Помимо возможности реализации высокоскоростного доступа к Интернет, технология ADSL может быть использована для организации видеоконференций, интерактивных мультимедийных программ, а также в качестве средства дистанционного доступа надомных работников домашних офисов к LAN (ЛВС) корпораций.

AGP - тип специализированной шины (разьема) для видеокарт со встроенным графическим акселератором, который уже считается устаревшим и практически не используется. Также употребляется: АГП, Ай-джи-пи, АЖП, Ей-джи-пиха.

ALPHA - коэффициент прозрачности. В описание цвета (RGB) может входить специальный канал, называемый альфа каналом, который отвечает за прозрачность данного цвета. Т.о. цвет описывается как ARGB.

ALPHA BLENDING (ALPHA PIXEL BLENDING) - реальный мир состоит из прозрачных, полупрозрачных и непрозрачных объектов. Alpha Blending это способ передачи информации о прозрачности полупрозрачным объектам. Эффект прозрачности и просвечивания достигается путем смешивания значений цветов исходного и результирующего пикселей. Разделение изображения на многоугольники производится с использованием маски, плотность которой зависит от прозрачности объекта. В результате цвет точки является комбинацией цветов переднего и заднего плана. Обычно, Alpha имеет нормализованное значение от 0 до 1 для каждого цветного пиксела. Новый пиксел = (alpha)(цвет пиксела А) + (1 - alpha)(цвет пиксела В)

ALPHA BUFFER - альфа буфер. Дополнительный буфер, в котором содержится информация о прозрачности, таким образом, пиксел имеет четырехзначное представление (RGBA), и в 32-разрядном буфере содержится 24 бита информации о цвете, т.е. 8 бит на каждый из цветов (красный, зеленый и синий), и 8 бит на значение alpha.
См. также Transparency

AMBIENT - световой источник, который светит одинаково во всех направлениях. Все объекты освещаются с равной интенсивностью.

ANTI-ALIASING (Анти-алиасинг) - способ обработки (интерполяции) пикселов для получения более четких краев (границ) изображения (объекта). Наиболее часто используемая техника, для создания плавного перехода от цвета линии или края к цвету фона. В некоторых случаях, результатом является смазывание (blurring) краев.

ATMOSPHERIC EFFECT - специальные эффекты, например туман, позволяющие улучшить рендеринг изображений реального мира.

AFAIK или АФАИК (редко) - аббревиатура от «As Far As I Know» (англ.). Переводится как «насколько мне известно». Применяется в основном при онлайн общении (форумы, чаты и т.д.).

AFAIR  или АФАИР (редко) - аббревиатура от английского «As Far As I Remember». Переводится как «насколько я помню». Используется приемущественно при общении в интернете.

AKA или АКА - аббревиатура от Also Known As («Также известен как» — англ.). Указатель на псевдоним человека (ник), «Крис Касперски aka Мыщх».

ANTI-ALIASING - поскольку цифровые изображения, в основном, представляют собой матрицу из точек, строки этой матрицы, будучи проведенными не строго по горизонтали или вертикали прорисовывают объект неровными, зубчатыми линиями (этот эффект еще называют stairstepping). Наиболее распространенный метод борьбы с этим эффектом состоит в том, что пикселы в зубчиках заполняются цветом представляющим собой смесь цвета самой линии и цвета фона. Края линии, таким образом, смягчаются, и она выглядит более чистой, лишенной зубчиков. Также употребляется: Антиалиасинг, антиальязинг.

APACHE (англ. a patchy server) - самый популярный кроссплатформенный HTTP-сервер. Он был написан в начале 1995 года и до сих пор является наиболее предпочтительным приложением, устанавливаемым на веб-сервера.
Apache поддерживает статический контент (html и любые файлы) и динамические страницы и скрипты (cgi, php), а так же страницы с SSI (server-side includes). Его основными достоинствами считаются надёжность и гибкость конфигурации. Он позволяет подключать внешние модули для предоставления данных, использовать СУБД для аутентификации пользователей, модифицировать сообщения об ошибках и т. д. Поддерживает IPv6.
Недостатком Apache наиболее часто называют отсутствие удобного стандартного интерфейса для администратора.


ASP (англ. Active Server Pages - активные серверные страницы) - технология, разработанная компанией Microsoft и позволяющая создавать динамические веб-приложения. Не являясь языком программирования, ASP позволяет подключать программные модули в процессе формирования веб-страницы, которая в итоге представляет собой смесь html-кода, исполняемых сервером скриптов и ActiveX компонентов.
ASP-технология поддерживает операционные системы линии Windows NT и работает с веб-сервером Microsoft IIS.

ATA (англ. Advanced Technology Attachment, Присоединение по продвинутой технологии) — параллельный интерфейс подключения накопителей (жёстких дисков и оптических приводов) к компьютеру. В 90-е годы XX века был стандартом де факто на платформе IBM PC; в настоящее время (2008) вытесняется своим последователем — SATA. Разные версии ATA известны под синонимами IDE, EIDE, UDMA, ATAPI; с появлением SATA также получил название PATA (Parallel ATA).





ТВОРЧЕСКОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛОВ
B



B2B
(BUSINESS-TO-BUSINESS) - системы электронной коммерции, в которых в качестве субъектов процессов продажи и покупки выступают юридические лица (предприятия, организации). Такие системы обычно используются для организации снабжения и сбыта готовой продукции (e-procurement и e-distribution).

B2C (BUSINESS-TO-CONSUMER) - системы электронной коммерции, в которых в качестве продавца выступает юридическое лицо (предприятие, организация), а покупателя - физическое лицо. Типичный пример - интернет-магазин  или справочная служба.

B2E (BUSINESS-TO-EMPLOYEE) -твнутрикорпоративная система электронного бизнеса, позволяющая организовывать работу персонала компании и вести совместную бизнес-деятельность сотрудников, отдельных структур или подразделений.

B2G (BUSINESS-TO-GOVERNMENT) - электронная коммерция, где в качестве сторон бизнес-отношений выступают юридические лица (предприятия, организации) с одной стороны, и государственные учреждения с другой.

BLUETOOTH (англ. дословно «Синий зуб») - технология беспроводной передачи данных в персональных сетях. Свое название технология получила от английского прозвища датского короля Гарольда I Синезубого Гормссона. Подобно тому, как он объединил современные территории Дании и Норвегии, технология Bluetooth была призвана объединить такие разные отрасли как вычислительная техника, мобильные технологии и автомобильная промышленность. Она была разработана компанией Ericsson, а позднее, в 1999 году, оформлена группой Bluetooth Special Interest Group (SIG), в которую вошли Sony Ericsson, IBM, Intel, Toshiba и Nokia, а также другие крупные компании, включая Microsoft, Lenovo и Motorola.

Сегодня по протоколу Bluetooth могут обмениваться информацией самые разные устройства. В основном это настольные компьютеры, КПК, мобильные телефоны, ноутбуки, клавиатуры, наушники, гарнитуры. Радиус действия Bluetooth составляет от десяти до ста метров, а пропускная способность - 723.2 кб/с. Модули Bluetooth работают в диапазоне частот ISM (Industry, Science and Medicine - промышленный, научный и медицинский; 2400 - 2483.5 MHz), который в большинстве стран является свободным от лицензирования. Исключение составляют Испания, Франция и Япония, где диапазон частот, разрешённых для Bluetooth, гораздо меньше.

BLU-RAY DISK, BD (англ. blue ray - голубой луч и disc - диск) - формат оптического носителя, используемый для записи и хранения цифровых данных, включая видео высокой чёткости с повышенной плотностью. Стандарт Blu-ray был совместно разработан консорциумом BDA (Blu-ray Disc Association).

Для записи обычного DVD применяется луч лазера с длиной волны 650 или 635 нанометров (нм) и, соответственно, емкость носителя информации составляет порядка 4,38 Гб. В технологии Blu-Ray используется сине-фиолетовый лазер с длиной волны 405 нм. Такое уменьшение позволило сузить дорожку в два раза больше, чем у обычного DVD-диска до 0,32 микрон, и увеличить плотность записи данных. Уменьшение толщины защитного слоя в шесть раз (0,1 мм вместо 0,6 мм) предоставило возможность проведения более качественного и корректного течения операций чтения/записи. При сохранении стандартного размера носителя (120 мм в диаметре) на Blu-Ray Disc вмещается до 27 Гб информации.

На данный момент доступны форматы дисков BD-R и BD-RE (аналоги CD/DVD-R и CD/DVD-RW). В дополнение к стандартным дискам размером 120 мм, выпущены варианты дисков размером 80 мм для использования в цифровых фото- и видеокамерах. Планируется, что их объём будет достигать 15 Гб для двухслойного варианта.

BOOKMARK - закладка, букмарк (англ. bookmark) - избранная, любимая интернет-ссылка в браузере или выбранное место (позиция) в тексте. В браузерах Firefox и Opera закладки хранятся в специальном файле и вызываются через меню Закладки (Bookmarks). В Internet Explorer закладки хранятся в виде ярлыков в специальной папке Избранное (Favorites) и вызываются через одноимённое меню.

BSD (англ. Berkeley Software Distribution) - система распространения программного обеспечения в исходных кодах, созданная для обмена опытом между учебными заведениями. Особенностью пакетов ПО BSD была специальная лицензия BSD, которую кратко можно охарактеризовать так: весь исходный код - собственность BSD, все правки - собственность их авторов.

BIT (Бит) (англ. binary digit; также игра слов: англ. bit - немного). Базовая единица измерения количества информации, равная количеству информации, содержащемуся в опыте, имеющем два равновероятных исхода. Это тождественно количеству информации в ответе на вопрос, допускающий ответы «да» либо «нет» и никакого другого (то есть такое количество информации, которое позволяет однозначно ответить на поставленный вопрос).

BYTE (Байт) (англ. byte) - единица измерения количества информации, в стандартном виде байт считается равным восьми битам (в этом случае может принимать 256 различных значений). Байт в современных x86 совместимых компьютерах - это минимально адресуемая последовательность фиксированного числа битов. Для того, чтобы подчеркнуть, что имеется в виду восьмибитный байт, в описании сетевых протоколов используется термин «октет» (лат. octet).

BACK BUFFER - вторичный буфер. Область памяти, в которой рассчитываются объекты трехмерной сцены. Вывод изображения на экран осуществляется через Front Buffer (первичный буфер). Обычно процесс копирования содержимого вторичного буфера синхронизируется с обратным ходом луча ЭЛТ монитора. Таким образом достигается плавная смена кадров.

BITMAP - способ кодирования изображения пиксел за пикселом.

BILINEAR (bi-linear) FILTERING - метод устранения искажений изображения (устранение "блочности" текстур при их увеличении). При медленном вращении или движении объекта (приближение/удаление) могут быть заметны перескакивания пикселов с одного места на другое, т.е. появляется блочность. Для снижения этого эффекта при билинейной фильтрации берется взвешенное среднее значение цвета четырех смежных текстурных пикселов (texels) и в результате определяется цвет текстуры.

BITBLTS - BitBLT = Bit Block Transfer. БитБлет. Наиболее важная функция для ускорения графики в средах, использующих оконный интерфейс GUI (Graphic User Interface). BitBLT - фактически означает просто перемещение блока данных из одного места в другое, которое производится с учетом требований графической памяти. Например, эта функция используется при каждом перемещении окна, таким образом BitBLT - просто передача блока пикселов. Более сложное использование этой функции связано с ситуациями, требующими некоторого преобразования исходных данных, например, когда каждый "одноцветный" бит исходных данных расширяется до "цветного" с использованием цветовых палитр переднего или заднего плана перед тем, как он будет выведен на экран.

BLENDING (Блендинг) - Комбинирование двух или более объектов с использованием некоторого базиса пикселов.

BUFFER (Буфер) - область временного хранения данных, часто используется для компенсации разницы в скорости работы различных компонентов системы. Часто, в качестве буфера используется дополнительная память, зарезервированная для временного хранения данных, которые передаются между центральным процессором системы и периферией (такой, как винчестер, принтер или видеоадаптером). Особенно полезен буфер для компенсации разницы в уровнях интенсивности потоков данных, для обеспечения места размещения данных, когда процессы асинхронны (например, данные переданные в контроллер видеоплаты должны дождаться, когда графический процессор закончит выполнение текущей операции, и считает новую порцию информации), и для сохранения данных в неизменном виде (как буфер для видеокадра). Некоторые буферы являются частью адресуемой памяти центрального процессора системы, другие буферы памяти являются частью периферийных устройсв.

BUMP TEXTURE MAPPING - в отличии от texture mapping , технология bump mapping подразумевает использование, как минимум, еще одной (обычно в оттеках серого) текстуры, которая служит в качестве карты для рельефа, который должен проявится при визуализации. Эта технология разработана для придания дополнительной детализации и объемности объектам без изменения их геометрических размеров. В случае если bump map будет не статичной, а анимированной, то можно достичь эффектов визуального изменения геометрии объекта во времени.






C



C2C
(CONSUMER-TO-CONSUMER) - электронная коммерция между различными физическими лицами. Типичный пример - электронный аукцион (e-auction), на котором одни частные лица могут выставлять на продажу товары и предметы, предназначенные для покупки другими частными лицами.

CTR (CLICK-THROUGH RATE) - выраженное в процентах отношение числа кликов по рекламному блоку к числу его показов.

CD презентации
- разрабатываются для демонстрации товаров, услуг, различных справочных данных, и в качестве носителя информации используют компакт-диски. Это позволяет применить всю мощь мультимедийных технологий и тем самым значительно расширить презентационные возможности.

CACHE (англ. cache - нечто припрятанное, «заначка») Отложенные "про запас" копии веб-страниц, уже просмотренных пользователем. При попытке повторного просмотра этих страниц браузер (или прокси -сервер) уже не будет запрашивать их с веб-сервера, а извлечет из кеша. Применение кеша снижает нагрузку на интернет и повышает скорость загрузки страниц. Иногда случается, что содержимое страницы на сайте изменилось, а в кеше сохранилась его предыдущая версия. Если вам кажется, что содержимое просматриваемой вами страницы неактуально, попробуйте перезагрузить страницу, минуя кеш. У каждого браузера есть специальная комбинация клавиш, выполняющая такую перезагрузку - например, для Internet Explorer это Ctrl-F5.

CSD (Circuit Switched Data) - технология передачи данных, разработанная для мобильных телефонов стандарта GSM. CSD использует один временной интервал для передачи данных на скорости 9,6 кбит/с в подсистему сети и коммутации (Network and Switching Subsystem NSS), где они могут быть переданы через эквивалент нормальной модемной связи в телефонную сеть. На момент 2006 года, многие GSM-операторы предоставляют услугу CSD. Поскольку максимальная скорость передачи данных для единичного временного интервала составляет 9,6 кбит/с, многие операторы выделяют два и более временных слота для вызовов CSD.

CRACKER (англ. cracker) - тип компьютерного взломщика: Человек, взламывающий системы защит (в частности защиты программного обеспечения). Вне профессиональной среды применяется общий термин «Компьютерный взломщик» или чаще «хакер», что также часто не является правильным. Результатом работы крэкера являются т. н. крэки. В абсолютном большинстве случаев крэкер не располагает исходным кодом программы, поэтому программа изучается связкой дизассемблера и отладчика, с применением специальных утилит.

COOKIE (Кука, от англ. Cookie - печенье) - короткий фрагмент текста в протоколе HTTP, присылаемый сервером веб-клиенту (обычно браузеру). Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для: авторизации; отслеживания состояния сессии; ведения статистики о пользователях. С момента своего появления, куки вызывали обеспокоенность пользователей Интернета, поскольку слежение за действиями и предпочтениями пользователей может подвергнуть опасности тайну личной жизни. Как результат, в разных странах, Соединённых Штатах и Европейском Союзе, были приняты соответствующие законы, регулирующие применение кук. С другой стороны, куки подвергаются критике также потому, что они не всегда точно идентифицируют пользователей, а это может повлечь хакерские атаки злоумышленников.

CODEC (Ко́дек) (англ. codec - сокр. от coder/decoder (кодировщик/декодировщик) или compressor/decompressor) - устройство или программа, способная выполнять преобразование данных или сигнала. Кодеки могут как кодировать поток/сигнал (часто для передачи, хранения или шифрования), так и раскодировать - для просмотра или изменения в формате, более подходящем для этих операций. Кодеки часто используются при цифровой обработке видео и звука.

CPU, Центральный процессор (ЦП; CPU - англ. central processing unit, дословно - центральное вычислительное устройство) - процессор машинных инструкций, часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера, отвечающая за выполнение арифметических операций, заданных программами операционной системы, и координирующий работу всех устройств компьютера.

CDMA (англ. Code Division Multiple Access) - множественный доступ с кодовым разделением. Каналы трафика при таком способе разделения среды создаются присвоением каждому пользователю отдельного числового кода, который распространяется по всей ширине полосы. Нет временного разделения, все абоненты постоянно используют всю ширину канала. Полоса частот одного канала очень широка, вещание абонентов накладываeтся друг на друга но, поскольку их коды отличаются, они могут быть дифференцированы.

CLEARTYPE (от англ. «чистый шрифт») - метод сглаживания текста на определённых видах компьютерных мониторов (особенно на ЖК), основанный на технологии SubPixel Rendering, зарегистрированный корпорацией Microsoft.

CONNECTOR (Коннектор) - часть разъёма, служащая для непосредственного контакта провода (кабеля) и коннектора ответной части. Изготавливается из металла.

COMMUNICATION LINK - канал связи. Оборудование и программное обеспечение, предназначенное для связи двух конечных пользователей.

CYBERSPACE - киберпространство. Термин, который был впервые использован в романе "Neuromancer" Вильяма Гибсона (William Gibson) о прямой сетевой организации искусственного интеллекта и относится к коллективной сфере компьютерных коммуникаций.

CARTRIGE - картридж. Сменный источник чернил (или порошка) в струйном или лазерном принтере.

CGI (Common Gateway Interface) - интерфейс, позволяющий взаимодействовать программам клиента с программами, запущенными на сервере. (или) Common Gateway Interface - интерфейс прикладного программирования, используеммый в Internet. CGI - не язык программирования, а спецификация, определяющая взаимодействие внешней программы создания динамических www-документов и http-сервера. CGI-программы создаются на многих языках программирования: С, Perl, Visual Basic и др.

CLIP ART - клипарт. Библиотека (сборник) рисунков, фотографий, графических заготовок. В интернете есть много клипартов: часть из них бесплатна, и картинки, размещаемые там, можно использовать, как вам угодно, т.к. авторы их дали на это разрешение, а часть клипартов охраняется законом об авторских правах, и чтобы использовать картинку из такого клипарта для создания, допустим сайта, вам необходимо либо заплатить определенную сумму денег, либо получить разрешение автора на использование картинки.

CONTEXT (Контекст) - определенная в смысловом и художественном отношении средовая ситуация, в которую вписывается проектируемый объект; совокупность обстоятельств проектирования.

Вне К. объект дизайнерского проектирования может приобретать иной смысл и значение. Например, сооружение, предмет, уместные в определенном окружении по признакам стилистической целостности, использования материалов, соответствия местным, региональным традициям, могут восприниматься явным диссонансом в случае механического их переноса в контекстуально отличную среду.

Существующий К. влияет не только на стилевую направленность, образность и размерность проектируемых объектов, но и на палитру используемых дизайнером художественных средств. Нарушение К. разрушает единство окружения, образ среды, что иногда сознательно используется в проектировании для достижения эффектов контраста, гротеска, пародии. Содержание понятия К. имеет сложную структуру. С одной стороны, ее определяют «объективные» параметры среды: материально-физическая основа, пространственные показатели, природно-климатические условия и т.д., с другой — понятие К. не воспринимается вне семантики среды, ее исторической обусловленности, национальных традиций, социальной ориентации. Поэтому в практике архитектурно-дизайнерского проектирования термин «К.» часто заменяется или уточняется близкими ему выражениями: «градостроительная ситуация», «культурная среда», «масштабный строй», «стилевая направленность», «исторические предпосылки» и т.д.

CONFIGURATION - конфигурация, совокупность программных и аппаратных средств компьютера. Впрочем, иногда под конфигурацией понимают только его аппаратную часть, «железо».

CONTROL PANEL - она же Панель Управления, «контрольный центр» Windows.  Через эту "виртуальную папку" вы можете получить доступ к параметрам системы в целом, а также - некоторых отдельных устройств.

COUNTER - небольшая программа, запущенная на стороне сервера и подсчитывающая количество обращений к данной странице. Как правило, на этой странице находится графическое изображение числа посещений. Применяется в основном для выяснения количества пользователей, посещающих страничку, и с целью рекламы.

CPS - под этим сокращением понимают скорость передачи/приема данных модемом. Измеряется в битах в секунду.

CTR (Click Throw Ration)В Интернет - процент отклика, количество пользователей, тем или иным образом откликнувшихся на рекламу (обычно учитывается щелчок по рекламному баннеру) по отношению к общему числу посетителей этого сайта.

CRM, Customer Relationship Management (CRM) - набор программного обеспечения (ПО) и технологий, позволяющих автоматизировать и совершенствовать бизнес процессы в области продаж, маркетинга, обслуживания и поддержки клиентов.

CO-LOCATION (Colocation) - размещение сервера клиента на технической площадке провайдера.

CHROMA KEYING или текстурная прозрачность - возможность определять основной цвет в карте текстур и делать его прозрачным в процессе текстуирования изображения. В связи с тем, что не все объекты легко моделируются с использованием многоугольников, сhroma keying используется при включении в сцену сложных объектов в виде карт текстур.

COLOR (Цвет) - это индивидуальные компоненты белого света, по разному воспринимаемые человеческим глазом. Цветные мониторы используют три основных компонента цвета, на которые реагирует человеческий глаз: красный, зеленый и голубой. Цвет, который в итоге отображается на экране, образуется в результате смешения этих трех основных цветов.

COLORED LIGHTING (Цветовое освещение) - освещение источниками разного цвета, при этом происходит смешение цвета. Совсем недавно цветовое освещение стало использоваться в новейших 3D играх (Quake2, Unreal, Prey, Half Life).

COMPUTER GRAPHICS (Компьютерная графика) - общее направление, описывающее создание или манипуляцию графическими изображениями и изобразительными данными с помощью компьютера. Может использоваться в CAD, анимации, дизайне, архитектуре, деловой графике и т.д. Системы для компьтерной графики обычно являются интерактивными, т.е. отображают изображение на дисплее таким, каким оно создано, или в виде, в который преобразована исходная картинка.





D



2D GRAPHICS - двумерная графика. Графика, *действие* в которой происходит в одной плоскости. Например пользовательский интерфейс.

3D GRAPHICS
- трехмерная графика. Визуальное отображение трехмерной сцены или объекта. Для представления трехмерной графики на двумерном устройстве (дисплей) применяют рендеринг (см. Rendering ).

DESIGN-CHALLENGE
- ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА программный план операционной деятельности дизайнера, сопряженный с целями и условиями работы.

П.з. включает три компонента: исходное состояние, конечное состояние и процесс преобразования начального состояния в конечное (метод решения). Исходное состояние определяется программой, ситуацией и формулированием цели; конеч ное — и есть собственно проектная модель; третий компонент разъясняет процедуру целенаправленной переработки проектной информации в процессе творческой деятельности, где главная общая задача проектирования разделяется на отдельные подзадачи с точным указанием связей между ними.

П.з. представляет собой развитие проектного задания — программного документа, фиксирующего общие цели и установки работы.

DOORWAY
- сайт, оптимизированный под определенный поисковый запрос, с грубым нарушением правил, установленных поисковыми системами. Зачастую сайт не имеющий никакой смысловой нагрузки, сделанный для поисковых роботов а не для людей.
Также употребляется: Дорвей, Дор.

DMOZ - dmoz.org - на данный момент один из самых авторитетных каталогов сайтов. Также употребляется: ДМОЗ.

DIAL-UP, коммутируемый удалённый доступ (англ. dial-up) - сервис, позволяющий компьютеру, используя модем и телефонную сеть общего пользования, подключаться к другому компьютеру (серверу доступа) для инициализации сеанса передачи данных (например, для доступа в сеть Интернет, или для связи с узлом Фидонет). Тем не менее, обычно dial-up называют только доступ в Интернет или корпоративную сеть. Обычно при этом используется протокол PPP, теоретически можно использовать и устаревший протокол SLIP.

DNS (англ. Domain Name System - система доменных имён) - распределённая система (распределённая база данных), способная по запросу, содержащему доменное имя хоста (компьютера или другого сетевого устройства), сообщить IP адрес или (в зависимости от запроса) другую информацию. DNS работает в сетях TCP/IP. Как частный случай, DNS может хранить и обрабатывать и обратные запросы, определения имени хоста по его IP адресу: IP адрес по определённому правилу преобразуется в доменное имя, и посылается запрос на информацию типа «PTR».

DRIVER (дра́йвер, англ. driver)  - компьютерная программа, с помощью которой другая программа (обычно операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению стандартным образом. В общем случае для использования каждого устройства, подключённого к компьютеру, необходим специальный драйвер. Обычно с операционными системами поставляются драйверы для ключевых компонентов аппаратного обеспечения, без которых система не сможет работать. Однако для более специфических устройств (таких, как графическая плата или принтер) могут потребоваться специальные драйверы, обычно предоставляемые производителем устройства.

DVI (Цифровой видеоинтерфейс, англ. Digital Visual Interface, сокр. DVI) - разъём, предназначенный  для передачи видеоизображения на цифровые устройства отображения, такие как жидкокристаллические мониторы и проекторы. Разработан консорциумом Digital Display Working Group.

DIRECTX - набор API функций, разработанных для простого и эффективного решения задач, связанных с игровым и видеопрограммированием под Microsoft Windows. Наиболее широко используется при написании компьютерных игр. Пакет средств разработки DirectX под Microsoft Windows бесплатно доступен на сайте Microsoft. Ранее DirectX вкладывался разработчиками в дистрибутивы игр, но сейчас он включён в стандартный набор ПО Windows.

DOWNLOAD (скачивание, скачка) - процесс получения данных клиентом от сервера.

DLL (Библиотека) Dinamic Link Library - файл, содержащий исполняемый код, который может вызываться другим Windows-приложением или другой программой.

DAC - Цифроаналоговый преобразователь (ЦАП). Основной рабочий элемент звуковых плат и видеокарт.

DAE (Digital Audio Extraction)Процесс копирования аудиоинформации на жесткий диск компьютера.

DAO (Disk At Once) Способ копирования компакт-дисков в CD-R. В этом случае, в отличие от ТАО, диск копируется по секторам, а не по дорожкам. Копирование происходит либо прямым способом (с диска на диск), либо на жестком диске создается точная копия первоначального диска, которая затем переносится на CD-R. Позволяет создать практически идентичные копии дисков.

DDE (Dynamic Data Exchange) - динамический обмен данными. Стандартный программный протокол в MS Windows, OS/2 и Macintosh Systems 7 для взаимодействия между процессами.

DEFRAG - дефрагментация, операция сбора воедино разрозненных участков данных на жестком диске с целью улучшения работы системы.

DHCP - протокол службы TCP/IP, обеспечивающий динамическое распределение IP-адресов и других параметров конфигурации между клиентами сети. DHCP (Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической конфигурации узлов) поддерживает безопасную, надежную и простую конфигурацию сети TCP/IP, препятствует возникновению конфликтов адресов и помогает сохранять использование IP-адресов клиентов. DHCP использует модель клиент-сервер, в которой сервер DHCP осуществляет централизованное управление IP-адресами сети. Клиенты, поддерживающие DHCP, могут запрашивать и получать IP-адреса от сервера DHCP в процессе загрузки.

DHTML (Dynamic HTML) - динамические страницы имеют фиксированный формат, но меняющееся содержание. Динамические страницы это простой HTML + расширяющие возможности форматирования документов CSS, ActiveX, Javasript.

DIMM (Dual In-Line Memory Module) - тип модулей оперативной памяти, применяемый в современных компьютерах. В отличие от SIMM каждый модуль DIMM содержит полный банк памяти, что позволяет устанавливать их в компьютер поодиночке, а не парами.

Directory - папка, директорий, каталог - элемент иерархии логических данных на жестком диске. Папка может содержать в себе другие файлы и папки.

DMA (Direct Memory Access) - канал прямого доступа к памяти. Используется многими устройствами - в частности, жестким диском, звуковой картой, видеокартой. В устройствах. соответствующих спецификации PnP, подбираются автоматически.

Dpi (Dots per inch) - число точек на дюйм. Единица измерения плотности печати, разрешающей способности экрана или разрешения сканирования - число различимых точек изображения, выводимых (или распознаваемых) устройством на линии в один дюйм.

DPMS (Display Power Management System) - система контроля за питанием монитора. Позволяет монитору автоматически отключаться, переходить в «спящий» режим при длительном простое компьютера.

Drag & Drop («Тащи и брось») - идеология работы с объектами и файлами в Windows. Копирование, перемещение и другие операции с объектами осуществляются при этом не с помощью команд, а с помощью мышки, которой пользователь перетаскивает файлы из папки в папку или один элемент документа в другой.





E



E-GOVERNMENT
-электронное правительство - организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставление услуг госорганов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и др.) электронными средствами, информирование теми же средствами граждан о работе госорганов.

E-ADVISING - электронные консультации, совещания. Он-лайновые взаимодействия по вопросам права, налогообложения, учреждения фирм и т.д. Для реализации используются средства электронной почты, телефонная связь (сall-center) либо системы электронных конференций, в том числе и интернет-конференции.

E-AUCTION - электронный аукцион. Продажа различных товаров на аукционе в рамках электронного бизнеса (e-business), когда имеется один продавец и много покупателей. Заинтересованные в конкретном предложении клиенты переводят продавцу плату и получают нужный продукт в течение определенного времени.

E-BUSINESS - электронный бизнес.Под электронным бизнесом понимаются все формы электронной бизнес-деятельности (производственных и организационных отношений между работниками одного предприятия, между различными предприятиями, государством, учреждениями науки, культуры, просвещения, образования, некоммерческими и общественными организациями).

E-CASH - электронная наличность. Реализуется в виде смарт-карты, которая может быть электронным кошельком (e-purse) или электронным бумажником (e-wallet), хранящим электронное представление наличных денег.

E-CATALOG - электронный каталог. Содержит сведения о продуктах и услугах для клиентов или деловых партнеров. Допускает обмен дополнительной информацией между производителями и покупателями. Позволяет сокращать затраты на покупки и поставки в организациях. Электронный каталог, как правило, является составной частью электронной торговой системы.

E-COMMERCE (ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ) - Все формы торговли товарами и услугами посредством использования электронных средств, в том числе и интернета. Электронная коммерция является частным случаем электронного бизнеса, представляющая собой совокупность технических и организационных форм ведения коммерческой деятельности и совершения сделок с использованием электронных систем как средства взаимодействия с партнерами, банками, поставщиками и потребителями товаров и услуг. Как правило, в системах электронной коммерции присутствуют все этапы совершения сделки: поиск требуемой продукции или услуг, уточнение деталей, оплата, получение (доставка) заказа. Наиболее распространенными формами электронной коммерции являются: C2C, B2C, B2B, B2E, B2G.

E-CONSULTING - электронный консалтинг. Один из видов электронного бизнеса. Примерами являются профессиональные консультации клиентов по электронной почте, предоставление справок от информационных служб, проведение различных опросов через интернет и др.

E-EXCHANGE - электронная биржа.Купля-продажа различных товаров на бирже в рамках электронного бизнеса, когда имеется много продавцов и много покупателей. Заинтересованный в конкретном предложении клиент, выиграв контракт, переводит продавцу плату и получает нужный продукт в течение определенного времени.

E-GOVERNMENT -  электронные государственные системы. Организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставление услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и др.) электронными средствами, информирование теми же средствами граждан о работе государственных органов.

E-INTERMEDIARY - электронный посредник.Одна из форм электронного бизнеса, основной целью которой является перепродажа или посредничество, осуществляемые через электронные средства. Для потенциального покупателя электронный посредник полезен помощью в рациональном выборе из множества продуктов, номенклатуры услуг и поставщиков рынка, а для продавца - возможностью производить маркетинговый анализ рынка и покупательских потребностей.

E-MAIL - электронная почта - средство передачи информации между двумя или несколькими пользователями по корпоративной, коммерческой (AOL), муниципальной или глобальной (Интернет) сети.

E-MARKET, E-MARKETPLACE - электронный рынок. Виртуальное рыночное пространство для ведения электронного бизнеса в области совершения сделок и продаж, предоставления сведений о товарах, продуктах и услугах, а также для поддержки взаимных коммуникаций между продавцами и покупателями. Частным случаем является электронная торговая универсальная площадка (e-mall). Существуют горизонтальные рыночные пространства для представления товаров и услуг массового спроса и вертикальные рыночные пространства, отражающие специфику отдельных отраслей экономики.

E-MARKETING - электронный маркетинг.Ведение маркетинга на основе электронных технологий.

E-MONEY - электронные деньги. Обобщенный термин, означающий безналичные денежные средства, манипуляция которыми осуществляется с помощью электронных средств.

E-PAYMENT - электронный платеж. Оплата покупок с помощью электронных средств. Существует множество систем, использование которых сопряжено с различными проблемами - в первую очередь, проблемами безопасности и сохранения конфиденциальности. Наиболее распространены такие системы, как домашний банк, электронная оплата билетов, оплата товаров в электронных магазинах и др. Электронные платежи являются необходимым элементом электронной коммерции (e-commerce).

E-PROCUREMENT - электронное снабжение. Охватывает все электронные формы покупки и поставки товаров в производственном цикле предприятия. Одним из основных элементов электронного снабжения являются электронные каталоги продуктов и услуг (e-catalog).

E-PURSE - электронный кошелек. Заранее оплаченная смарт-карта, которую можно использовать для покупки разнообразных товаров и услуг. В электронном кошельке наличность хранится в электронном виде в микрочипе. Эмитент смарт-карт обеспечивает безопасное перемещение средств между разными электронными кошельками.

E-SERVICE - электронный сервис - виды услуг и сервиса, оказываемые с помощью электронных средств. Примерами могут служить: интерактивные банковские и финансовые услуги; услуги по страхованию; услуги по маркетингу и предоставлению сведений по продуктам и порядку их приобретения; услуги по поиску товаров, наиболее соответствующих потребностям клиентов, в том числе по ценовым характеристикам, и др.

E-SHOP - электронный магазин.Предоставляет возможность в он-лайновом режиме и в рамках имеющегося ассортимента осуществлять покупку нужных товаров.

E-SOLUTIONS -электронные решения. Понятие охватывает широкий спектр действий по получению информации, ее обработке, поддержке взаимных коммуникаций и отображению процессов, связанных с принятием решений.

E-SUPPLY CHAIN - электронная сеть поставщиков.Цепочка, сеть поставщиков, действующих в системе Интернет.

E-TAXES - электронные налоги.Термин отражает возможность обработки и передачи в онлайновом режиме налоговых заявлений.

E-TENDER - электронный тендер. Проведение в рамках электронного бизнеса (e-business) тендера на покупку различных товаров и услуг, когда имеется один покупатель и много продавцов. Заинтересованные в конкретном покупателе продавцы назначают свои цены, а покупатель выбирает лучшее с его точки зрения предложение, переводит продавцу плату и получает нужный продукт/услугу в течение определенного времени.

E-WALLET - электронный бумажник.Программное обеспечение, позволяющее владельцу смарт-карты производить транзакции в режиме он-лайн, управлять получением платежей и хранить цифровые сертификаты.

ELECTRONIC DATA INTERCHANGE (EDI) - электронный обмен данными.Важнейшая часть электронной коммерции (e-commerce), представляющая собой обмен бизнес-данными стандартизированного формата по принципу "компьютер-компьютер" между торговыми партнерами.

ELECTRONIC FUNDS TRANSFER (ETF) - электронный обмен денежными средствами.Одна из технологий электронной коммерции (e-commerce), позволяющая переводить денежные средства с банковского счета одного лица или организации на банковский счет другого лица или организации. Термин также используется для обозначения акта использования данной технологии. Эта технология является важным дополнением в организациях, внедряющих у себя электронный обмен данными (EDI).





© Москва, 2013-2015
Все права защищены. В случае перепечатки материалов сайта, ссылка на источник обязательна.