9 клиентов из ночных кошмаров и как вам их избежать
ТВОРЧЕСКОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛОВ
Клиенты приходят самые разные. Они являются источником жизненной силы любого креативного агентства, а решение их проблем становится источником прибыли. Поэтому, когда кто-то приходит с захватывающим проектом, легко прийти в восторг от возможностей дизайна, не задумываясь о том, для кого вы будете его разрабатывать.

Определить плохого клиента на ранней стадии – залог вашего здравомыслия и стабильности бизнеса. Но как узнать, что представляет собой клиент перед тем, как вы начали работать с ним?

Во-первых, проведите исследование. Узнайте, с какими субподрядчиками он работал и свяжитесь с ними, чтобы получить обратную связь. Если он намерен использовать вас в качестве замены нынешнему субподрядчику, неплохо узнать, почему. Это поможет вам избежать неприятных сюрпризов в дальнейшем.

Во-вторых, доверяйте своим инстинктам. По моему опыту, клиент, с которым сложно и неприятно вести переговоры на начальной стадии перед подписанием договора, не
превратится в идеального клиента, когда вы начнете с ним работать.

Иногда вы обнаруживаете проблемного клиента уже в начале работы с ним, в таком случае вам надо либо исправить отношения «клиент-подрядчик», либо отказаться от сотрудничества.

Вот примеры некоторых проблемных клиентов и если вы столкнетесь с ними (а вы столкнетесь), бегите как можно дальше.

1. Ложный клиент

Часто клиенты опережают события и пытаются найти субподрядчика еще до того, как работа появилась.

Будьте осторожны, если к вам приблизился кто-то, чаще всего младшей должности, из компании, которая требует сопровождения авансом. Вскоре вы поймете, что никакой работы нет, а вы всего лишь неоплачиваемый консультант. Чаще всего они используют ваше время, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Они могут считать себя «благодетелями», оказывающими вам услугу, но по моему опыту они всего лишь «продавцы обручей», через которые вы будете прыгать.

Обозначение временных рамок и бюджетов поможет вам определить, существует ли проект на самом деле. Предложение периода предоплаты – это хороший шаг для понимания, насколько серьезно они настроены. Кроме того, определение ответственных за подписание счетов и креатива, покажет, если ли шансы у этой возможности.

2. Вынужденный клиент

Некоторые клиенты не хотят быть клиентами. Они находятся в поиске подрядчика не потому, что хотят, а потому что приходится. Вынужденный клиент – это клиент в отречении.

Остерегайтесь потенциальных клиентов, которым нужно не ваше сопровождение, а кто-то для создания чего-то. Будьте вдвойне подозрительны, если кому-то не нужен новый сайт, но он заказывает его, потому что так велено. Будьте втройне подозрительны, если предыдущий сайт был сделан на дому, а они все еще в восторге он него.

С вынужденными клиентами тяжело вести коммуникации, они медленно реагируют, отключаются и не отвечают на ваши идеи.

3. Скрытый клиент

Разновидностью ложного клиента является Скрытый клиент. Человек, которого вы принимаете за клиента, на самом деле марионетка, у которой нет никакой власти в организации, или он действует как посредник с реальным клиентом, прячущимся за кулисами.

Убедитесь, что вы общаетесь с реальным клиентом. Если клиент является посредником между вами и настоящим клиентам, он сделает все возможное, чтобы у вас не было прямого контакта с настоящим клиентом. И в конечном итоге вы будете делать работу для двух клиентов, получать обратную связь и корректировки от клиента-марионетки перед тем, как работа будет показана настоящему клиенту.

Заранее убедитесь, что вы встречаетесь с реальными людьми, которые принимают решения. Нет ничего хуже, чем работая с кем-то в тесном контакте, обнаружить босса, который входит и переворачивает все решения, которые вы приняли вместе.
4. Клиент-банкрот

Убедитесь, что вам заплатили за основную часть дизайна. Но даже с благими намерениями, часто клиенты пытаются изменить условия оплаты сделки в разрезе сроков и суммы.

Стоит проверить клиента на платежеспособность. Остерегайтесь клиентов, которые говорят «вам заплатят, когда мне заплатят», что означает – вы принимаете на себя весь риск в этом проекте. Если клиент говорит, что они скоро увидят деньги, тогда вам стоит ответить, что вы будете готовы начать работу, когда средства будут перечислены. Запомните, если бюджета нет, это Ложный клиент.

Мой опыт показывает, что самое сложное – получение первого платежа от клиента, чаще по причине византийских козней в бухгалтерии. Как правило, если первый платеж переведен, остальные платежи проходят гладко.
 
5. Клиент-вертолет

Клиент, который крутится вокруг и наблюдает за каждым вашим шагом – это клиент-вертолет. То ли потому что проект дорогой, то ли он сомневается в ваших способностях, но он чувствует необходимость все время парить над вами.

На старте моей работы в агентстве у меня был клиент, которые решил, что работа над его проектом протекает не так быстро, поэтому он присылал кое-кого наблюдать за мной. Каждый. Божий. День. Безусловно, каждый день превращался в отчет о работе, а процесс протекал в замедленном темпе. Будь у меня больше уверенности, я бы указал им на дверь.

Клиент-вертолет один из тех, кто хочет разрабатывать все дизайны самостоятельно. Он не изолирует ваши дизайнерские навыки, но результат будет неизбежно ужасным, а он будет обвинять вас в неспособности правильно передать в дизайне его видение.

Конечно, некоторые клиенты по-своему креативны, но говоря простым языком дизайна, креативный клиент не так хорош в том, чтобы позволить вам делать свое дело и довериться вашему конкретному набору навыков. Люди творческих профессий привыкли играть ведущую роль в разработке дизайна, а не быть ведомыми.

6. «Ласка»

Иногда клиенты могут себе позволить заплатить вам, но не делают этого. Это демонстрация власти, без которой они не могут жить, считая это неотъемлемой часть ведения бизнеса. По некоторым причинам некоторые клиенты считают необходимым преподать дизайнерам жестокие уроки.

Если клиент пытается изменить условия оплаты, это сигнал к тому, что он должен уйти. Вот, когда вы будете рады, что у вас есть подписанное соглашение о том, что вы будете получать оплату и за что вы ее получите, но еще лучше официальный контракт. Убедитесь, что вы обладаете всеми интеллектуальными правами на свою работу пока не получите полную оплату – во многих странах это закреплено законодательно.
7. «Предприниматель»

Разновидностью «Банкрота» является клиент, который не может заплатить вам сейчас, но заплатит, если проект будет успешным. Еще один сигнал тревоги. В этой ситуации вы выступаете в роли необеспеченного инвестора и действуете на свой страх и риск.

Спросите себя, насколько вы уверены в этой затее, а также, сколько риска берет на себя Предприниматель? Порой вы сможете обнаружить, что все остальные получают оплату, а вы единственный, кто работает на спекуляции.

Если вы идете по такому пути, тщательно выбирайте свои проекты, а также настаивайте на том, чтобы вы получали справедливую оплату в обмен на прилагаемые усилия, тогда большой риск станет большой наградой. Не заключайте соглашение на салфетке, получите его в письменном виде с официальной подписью. В зависимости от объема работы, вы можете привлечь адвоката, чтобы просмотреть его.
8. «Приятель»

Иногда потенциальный клиент ведет себя, как ваш лучший друг. Он захочет пригласить вас в паб, выпить кофе или просто заглянуть в вашу студию, потому что вы случайно проходите мимо. Он добавит вас в друзья на Facebook, будет присылать смешные ссылки по мейлу или билеты на футбол. Такой клиент использует эмоциональную манипуляцию, чтобы заставить вас сделать больше, принять низкую оплату и быть их поддержкой в сети.

Помните, вы ведете бизнес не для того, чтобы заводить друзей, а строить долгосрочные взаимоотношения с клиентами, основанные на взаимном уважении. Конечно, выпейте пива, если хотите, но не позволяйте этому встать на пути бизнеса.
9. Клиент из ада

Есть бесконечные вариации на тему «Клиент из ада». Вот некоторые из них:

  • Клиенты, которые вносят постоянные корректировки.
  • Клиенты, которые никогда не отвечают.
  • Клиенты, которые стоят у вас за спиной.
  • Клиенты, которые ставят нереальные сроки.
  • Клиенты, которые пропускают сроки.
  • Клиенты, которые не платят за работу, которую не используют.

Проблема с Клиентом из ада в том, что он хорошо маскируется. Единственное, что вы можете сделать, убедиться в юридической защите, тогда все сложится хорошо.
Не будьте плохим подрядчиком

Наконец, стоит взглянуть на собственную деятельность как подрядчика. Вы делаете все возможное, чтобы сохранить здоровые взаимоотношения? Попробуйте посмотреть на вещи с точки зрения клиента. Если бы вы были клиентом, как бы вы вели себя со своим подрядчиком?

Это заманчиво ныть о своих клиентах друзьям, коллегам или знакомым, но человек, которому вы жалуетесь сегодня, завтра подумает дважды о том, чтобы стать вашим клиентом.

Помните, быть профессионалом в дизайне, не значит дружить со всеми, но будучи честным и искренним со своими клиентами, вы можете быть уверены в отсутствии эмоционального манипулирования в ваших отношениях.

Клиенты, которые дают обратную связь, вовлечены и (что самое главное) вовремя платят – настоящее сокровище. Если они у вас есть, держитесь за них, берегите их и не забывайте говорить о том, насколько цените их.

Автор: Creativebloq
Источник: http: //say-hi.me










© Москва, 2013-2015
Все права защищены. В случае перепечатки материалов сайта, ссылка на источник обязательна.